8 июня в 12.00 в музее состоится презентация картины Е.И. Рейхардт «Полтавская баталия» (1901 г.) после реставрации 2021-2022 гг.
Картина «Полтавская баталия» (Холст, масло. 295х300 см) была выполнена художником Е.И. Рейхардт в 1901 г. Это живописная копия со шпалеры «Полтавская баталия», изготовленной в 1722 г. на Императорской шпалерной мануфактуре мастерами Ф. Бегаглем, И. Кобыляковым по картону Л. Каравака (?). Поступила в собрание Артиллерийского музея до 1936 г.
В нижней правой части полотна изображены два камня. На левом надпись: «Елена Рейхардт / Копия с гобелена / С.Петербург / 1907». На правом надпись: «Зделана в Санкт Питербурхе пар Филип Бегагль 1722 году».
Художник Елена Ивановна Рейхардт (Рейхарт, 1853–1910) была в числе первых вольнослушательниц Академии художеств. Сведений о ней практически не сохранилось. В 1883 г. она получила малую серебряную медаль. Известно, что позднее копировала по заказу графа С.Д.Шереметева для Фонтанного дома (дворца графов на Фонтанке) старинные портреты из их подмосковной усадьбы Кусково. Граф, увлекавшийся историей, хотел, чтобы в петербургском дворце были портреты его предков и российских государей. В то же время он не желал нарушать интерьеры Кускова. Е.И. Рейхардт скопировала портрет Петра I кисти И.Г. Таннауэра, портреты генерал-фельдмаршала Б.П.Шереметева, а также П.Б. и Н.П.Шереметевых. Портреты Екатерины II, Александра III и Марии Федоровны художница писала с фотографий, предоставленных ей С.Д. Шереметевым. Е.И.Рейхардт была похоронена на кладбище Тегель в Берлине. Могила утрачена в 2010 г. в связи с новым захоронением.
В 1717 г. Петр I заказал в Париже художнику П.Д. Мартену Младшему четыре картины с изображением важнейших эпизодов войны, в том числе два эпизода Полтавской баталии. С этих картин мастера мануфактуры гобеленов должны были выткать шпалеры. Однако работы по ряду причин затянулись, и шпалеры были окончены только после смерти Петра I. В год десятилетнего юбилея победы царь повелел выткать на петербургской мануфактуре шпалеру с изображением Полтавской баталии. Ткал шпалеру французский мастер Филипп Бегагль-сын с помощью первого русского ученика Ивана Кобылякова. Работа была закончена в 1722 г. Ныне это великолепное произведение искусства хранится в Государственном Эрмитаже. Сохранились еще две шпалеры, вытканные на шпалерной мануфактуре на этот сюжет. Композиционно они близки эрмитажной работе, но иконографически образ Петра иной, имеются некоторые различия и в изображении боя. Одна из работ находится в Государственном Русском музее, а другая в британском графстве Норфолк в мемориальном зале замка Бликлинг-холл, посвященном памяти Петра. Обе шпалеры исполнены в 1760-х гг., а задуманы, по всей вероятности, к пятидесятилетию победы под Полтавой. «Английская» шпалера была подарена императрицей Екатериной II сэру Джону Хобарду, 2-му графу Бакингемширскому (1723–1793), состоявшему в 1762–1764 гг. послом при русском дворе. В отличие от российской, шпалера из Великобритании великолепно сохранилась, она имеет эффектное орнаментальное обрамление, включающее гербы России. Обрамление шпалеры, находящейся в Государственном Русском музее, сохранилось лишь фрагментарно.
В год празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого живописное полотно Е.И. Рейхардт «Полтавская баталия» было отреставрировано и накануне юбилея первого российского императора заняло достойное место на постоянной экспозиции музея.