В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи — один из самых крупных военно-исторических музеев мира, обладающий ценнейшими коллекциями артиллерийского вооружения и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия, военно-инженерной техники, средств военной связи, боевых знамен, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивными документами, свидетельствующими об истории развития артиллерии русской армии, ратных подвигах защитников Отечества.
Впечатляют живописное, графическое и скульптурное собрания музея. Среди экспонатов художественные произведения, отражающие героическое прошлое России, портреты императоров, великих князей, прославленных полководцев, отличившихся солдат и офицеров. Залы музея украшают картины известных русских художников-баталистов.
В числе музейных раритетов музея — парадная литавренная колесница для вывоза артиллерийского знамени, пушечки «потешных» полков Петра I, военные награды императоров России, подарки полкам русской армии, художественно оформленные изделия из хрусталя и серебра, в том числе фирмы Фаберже, личное оружие Александра I, Николая II, атамана Платова, Наполеона Бонапарта, маршала И. Мюрата, русских и советских полководцев и военачальников.
Поистине уникальной и одной из самых крупнейших в мире считается коллекция артиллерийских орудий. В настоящее время в ней более 1200 орудий и минометов — от древнейших тюфяков и пищалей XIV в. до современной атомной артиллерии и ракетной техники. Калибр орудий колеблется от 20 до 420 мм и вес от нескольких пудов до десятков тонн. Кроме того, коллекция интернациональна по своему составу. Почти половину ее составляют иностранные орудия трех континентов и тридцати трех стран мира.
В музее хранится единственное в своем роде собрание моделей материальной части артиллерии. Оно сформировалось благодаря творческой деятельности воспитанников Технической артиллерийской школы, основанной в 1821 г. генерал-фельдцейхмейстером великим князем Михаилом Павловичем.
Заботясь об улучшении качества отечественной артиллерии, он особое внимание сосредоточил на арсеналах, которые в начале XIX в. были практически единственными производителями всей материальной части артиллерии. Стремясь подготовить для работы в арсеналах мастеров высокого класса, великий князь учредил училище – «Техническую артиллерийскую школу» при Санкт-Петербургском арсенале. Оно-то и стало кузницей кадров российских оружейников, специалистов для арсеналов, полигонов, ружейных и пороховых заводов. За время учебы ученики изготовили не одну тысячу действующих моделей российской и иностранной артиллерии для военных учебных заведений, музеев царствующего Дома Романовых и в качестве подарков правителям почти всех государств Европы и Азии. Музей обладает самой полной в мире коллекцией этих моделей, позволяющей убедиться в высоком профессионализме, ювелирном мастерстве, тонком художественном вкусе мастеров оружейников. В XIX в. эти произведения искусства были удостоены высших наград на Всемирных выставках в Париже (1839), Лондоне (1861), Вене (1873) и Всероссийских – в Петербурге (1870), Москве (1882), Нижнем Новгороде (1886).
Среди действующих моделей, а их сохранилось в фонде музея более 1500 экземпляров, уникальные орудия XVIII-XIX вв.
Вызывают восхищение такие образцы, как секретная гаубица образца 1758 г. системы П.И. Шувалова в 1/6 натуральной величины. После условных испытаний гаубицы Сенат приказал: «Хранить в арсенале за печатью, дабы имеющаяся в ней инвенция (изобретение. Авт.), кроме наружности, никому открыта быть не могла»; 4-фунтовая (87-мм) французская полевая пушка системы Жана Грибоваля (второй половины XVIII в. в 1/6 натуральной величины (Ж. Грибоваль – главный директор французской артиллерии с 1765 г. За выдающиеся преобразования полевой артиллерии получил титул «отца французской артиллерии»); 12-фунтовая (122-мм) прусская крепостная пушка большой пропорции второй половины XVIII в. в 1/10 натуральной величины, на стволе которой чеканные вензеля короля Фридриха-Вильгельма I с девизами «За славу и отечество», «Последний довод короля»; 11-канальная казнозарядная опытная картечница конца XVIII в. в 1/5 натуральной величины – одна из ранних систем залпового огня с механизмом горизонтальной наводки для поворота ствола вокруг продольной оси; 42-линейная (107-мм) полевая батарейная пушка образца 1877 г. на лафете системы А.П. Энгельгардта, в 1/8 натуральной величины; ¼-пуд. (122-мм) горный единорог образца 1846 г. в 1/8 натуральной величины.
Замечательным памятником мужеству и героизму русских артиллеристов в Семилетней войне (1756-1763) является единственная в мире парадная литавренная колесница 1-го Артиллерийского полка, принимавшего участие в главных битвах русской армии с пруссаками.
Колесница была изготовлена в 1760 г. в двухмесячный срок по распоряжению П. И. Шувалова русскими мастерами под руководством «живописного мастера» петербургской артиллерийской лаборатории Ф. Л. Задубского и под «смотрением» майора П. И. Мелиссино. Она предназначалась для вывоза на парадах знамени 1-го Артиллерийского полка, пожалованного в 1745 г. императрицей Елизаветой Петровной. Уникальность знамени в том, что оно является последним в истории русской императорской артиллерии – с 1763 по 1917 г. артиллерия знамен не имела. Со времен императора Николая I знамя 1-го Артиллерийского полка получило статус знамени всей русской артиллерии и в качестве такового использовалось на похоронах генерал-фельдцейхмейстеров и во время празднования 500-летия этого рода войск.
Полковое знамя представляет собой полотнище из белого атласа с нашитыми, а частично вышитыми цветными изображениями полевой пушки и двух скрещенных банников (цилиндрической формы щетки на длинном древке для чистки канала ствола орудия или его разряжания) с пороховым бочонком на переднем плане. Над пушкой – парящий двуглавый орел, мечущий молнии, а над ним на вызолоченной ленте латинский девиз: «Tuetur et terret» («Охраняет и устрашает»). На верхних углах полотнища – две гранаты с горящими трубками.
Конструкция колесницы очень проста в сравнении с бытовавшими в середине XVIII в. экипажами – кузов на четырех колесах крепится к вертикальным стойкам кожаными ремнями. Особых амортизирующих устройств нет. Впереди кузова гнездо для древка знамени. Внизу закреплена двойная вага с четырьмя валками. При колеснице имеется дышло. Основное богатство экипажа в его оформлении. Кузов исполнен в форме большой раковины и украшен глубокой резьбой с орнаментом из пальмовых и акантовых листьев, завитков рокайль, воинской арматуры, состоящей из знамен, артиллерийских стволов, ядер и гранат. Впереди колесницы, над воинской арматурой, возвышается фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями. Сзади – скульптура летящей богини Минервы с копьем в одной руке и щитом - в другой. Искусной резьбой по дереву украшена задняя часть стана, колеса и дышло. Она выполнена крупными четкими срезами. С внешней стороны кузов расписан красками (резные детали покрыты позолотой) внутри – обит красным бархатом с золотым галуном. Дополнительное украшение колесницы составляют бронзовые позолоченные декоративные пряжки на ремнях, покрышки на оси и чеки на колесах, а также литые угольники между спицами.
Характеризуя декор колесницы, недостаточно отметить только его нарядность и красочность. Каждое изображение имеет аллегорическое или эмблематическое значение. Воинская арматура, стволы орудий, ядра и гранаты символизируют блестящие победы русской артиллерии в Семилетней войне. Минерва представлена в данном случае не только как богиня-воительница, но и как богиня мудрости и справедливости. Она олицетворяет расцвет науки, искусства и ремесла в Российском государстве в елизаветинское время.
Колесница вывозилась шестеркой одномастных лошадей. В дышловой запряжке было два уноса – коренной и передний – к каждому пристегивались по две пристяжные лошади. Все они были подседельные, на них восседали шесть фурлейтов в парадных мундирах.
Интересна музейная коллекция военной формы одежды и головных уборов, в составе которой имеются личные вещи российских императоров, великих князей, полководцев и военачальников (как русской армии, так и советских вооруженных сил и флота), конструкторов отечественного вооружения. Экспонатами стали предметы, принадлежавшие императорам Петру Великому, Петру III, Екатерине Великой, Павлу I, Александру I, Николаю I, Александру II, Александру III, Николаю II, императрице Марии Федоровне, генерал-фельдцейхмейстеру великому князю Михаилу Николаевичу, фельдмаршалу М.И. Голенищеву-Кутузову, маршалу артиллерии Н.Н. Воронову, генерал-лейтенанту инженерно-технической службы В.Г. Федорову и др.
Фундаментальная коллекция в числе прочих оружейных памятников включает в себя собрание клинкового, древкового и ударного холодного оружия (мечи, шпаги, палаши, сабли, кинжалы и т. д.), а также русских и иностранных штыков. В отличие от других российских музеев, в которых холодное оружие собирается, хранится и изучается прежде всего как произведения декоративно-прикладного искусства, при пополнении оружейных фондов ВИМАИВ и ВС холодным оружием по всему спектру признаков, во главу угла ставится максимальная полнота коллекции.
Музей интересует не только личное оружие героев минувших сражений и известных полководцев и военачальников, но и штатные образцы боевого оружия, почему-либо не представленные в коллекции, экспериментальное оружие или даже пусть и повторяющиеся образцы, но производства различных мастеров, фирм и заводов.
Именно такой принцип комплектования фондов и позволил собрать самую большую коллекцию холодного оружия в Европе, а возможно и в мире. Особое место в ней занимает группа имеющих большую историческую ценность экспонатов, связанных с именами известных исторических личностей, видных полководцев и военачальников: холодное оружие атамана М.И. Платова, генералов М.А. Милорадовича, М.Г. Черняева, А.В. Комарова, наградное оружие русских генералов и офицеров. В составе коллекции более 25 единиц холодного оружия, принадлежавшего российским императорам и великим князьям, в том числе клинок сабли Петра Великого, шпага Александра I, сабли и шашки Александра III, Николая II и последнего наследника престола великого князя Алексея Николаевича. Среди реликвий советского времени кинжал Г.И. Котовского, сабля и кортик маршала артиллерии Г.Ф. Одинцова, сабля Маршала Советского Союза Л.А. Говорова, ножи Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова и Д.Ф. Устинова, шашки и кортики бывших начальников Главного ракетно-артиллерийского управления генерал-полковников артиллерии Н.Н. Жданова и Ю.М. Андрианова.
В коллекции иностранного холодного оружия обращают на себя внимание французская парадная сабля начала XIX в., принадлежавшая И. Мюрату, а затем Людовику Бонапарту; сабля, подаренная испанским королем Альфонсом XIII австрийскому императору Францу Иосифу I;немецкий морской офицерский кортик, подаренный прусским принцем Генрихом Альбертом Вильгельмом императору Николаю II в 1901 г.
Весьма редким образцом является французская генеральская сабля — трофей войны 1812 г. Средневековое клинковое оружие наиболее ярко представлено немецкими двуручными мечами XVI в.
Большую художественную ценность представляет украшенное холодное оружие XIX в. производства Златоустовской оружейной фабрики. Музейное собрание этого оружия – самое большое в России.
В музее хранится отечественное и зарубежное огнестрельное оружие от Соловецких коллекций (арсенал Соловецкого монастыря) XV в. до современных образцов; опытное оружие Токарева, Симонова, Калашникова, Дегтярева, Федорова; принадлежавшее российской императорской фамилии: охотничье оружие Елизаветы Петровны, холодное и огнестрельное оружие Николая II, детское оружие цесаревича Александра Александровича – будущего императора Александра III и его брата великого князя Николая Александровича, холодное и огнестрельное оружие, принадлежавшее наследнику последнего российского императора - цесаревичу Алексею.
Среди предметов коллекции – личное и наградное оружие советских государственных деятелей и военачальников: револьверы и пистолеты-пулеметы Н.Д. Яковлева и Н.Н. Воронова, подарочное оружие И.В. Сталина, М. И. Калинина, В. И. Чапаева.
Огромная музейная коллекция всевозможных образцов оружия – результат творчества крупнейших оружейников мира. Собрание иностранного стрелкового оружия имеет в своем составе образцы XV-XX вв. Самый ранний датированный экспонат - немецкое крепостное ружье 1420 г.
Наряду с боевыми образцами стрелкового оружия музей располагает большими коллекциями охотничьего и спортивного огнестрельного оружия XVII-XX вв. В качестве примеров можно привести немецкий охотничий колесцовый карабин конца XVII в. и прекрасное двуствольное охотничье ружье английской фирмы "Дж. Пердэй и сыновья", принадлежавшее известному русскому путешественнику Н.М. Пржевальскому.
Музей хранит спортивное и охотничье оружие потому, что исторически многие новшества и изобретения часто впервые появлялись в охотничьем и спортивном оружии, и лишь потом наиболее рациональные и перспективные из нововведений внедрялись в боевом стрелковом оружии. В коллекции боевого оружия представлены практически все так базовые модели, которые на протяжении многих лет служили образцом для подражания или даже копирования во многих странах. Характерный пример такой модели - французское пехотное ружье обр. 1777 г. Самая большая номенклатура в коллекции иностранного стрелкового оружия - группа боевых магазинных винтовок и карабинов под патрон с бездымным порохом. Она начинается с французской магазинной винтовки Лебеля 1886 г. и заканчивается различными винтовками, разработанными в 1930-х гг.
Эту группу хронологически продолжает номенклатура самозарядных и автоматических винтовок. В фондах представлены и первая в мире армейская самозарядная винтовка системы Мондрагона обр. 1908 г., состоявшая на вооружении в мексиканской армии, и одна из наиболее распространенных в настоящее время систем - американская автоматическая винтовка М16А1. Такой вид легкого автоматического оружия, как пистолет-пулемет, прослеживается в фондах музея от самой первой модели - итальянского пистолета-пулемета системы Ревелли обр.1915 г. до израильского пистолета-пулемета "Мини Узи" середины 1984 г. В коллекции насчитывается более 800 иностранных самозарядных и автоматических пистолетов 1890-1970-х гг., в том числе, один из самых известных образцов - германский пистолет РО8 "Парабеллум". Имеются и современные модели. К ним можно отнести 9-мм пистолет "Глок" (Австрия, 1980-е гг.) и 9-мм пистолет ZCZ 99 (Югославия, 1990-е гг.).
Защитное вооружение представлено средневековыми рыцарскими доспехами, кирасами XVI-ХVШ вв., кольчугами, шлемами и щитами XV-XVII вв. В коллекции есть и современные шлемы и бронежилеты. Из мемориальных экспонатов особый интерес вызывает доспех Лжедмитрия I, изготовленный в конце XVI в. в Западной Европе В музее хранится также коллекция японских самурайских доспехов XVII-XVIII в., образцы иранского, турецкого, индийского, монгольского, китайского и кавказского защитного вооружения.
Один из уникальных самурайских доспехов – гусоку (начало XVII в.), вероятно, принадлежал самураю довольно высокого ранга, христианину по вероисповеданию. Доспех включает в себя шлем (кабуто) с гербами (мон) в виде католического креста, маски (мэмпо), кирасы (до) с юбкой (кусадзури) отделанной медвежьей шкурой, оплечья (содэ), наручи (котэ), фартук (хайдатэ), поножи (сунэ-атэ), башмаки из медвежьей шкуры (кэгуцу) и кожаный кошелек.
Историческую ценность представляют кольчуги, мисюрки, налокотники и другие предметы защитного вооружения лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона собственного Его Императорского Величества конвоя; мисюрка XVIII в. грузинского князя Абашидзе; турецкие серебряные парадные щиты XVIII в.; абиссинские (эфиопские) кожаные щиты начала XIX в., сплошь украшенные серебряными пластинками; иранский и турецкий щиты XVIII в. из кожи носорога; русская серебряная кираса с вензелем императрицы Екатерины II; комплект защитного вооружения кавалергарда, участвовавшего в коронации Павла I (1797) и др.
В особо ценном фонде хранится уникальная коллекция ручного огнестрельного, ручного метательного, холодного и защитного вооружения, имеющего детали или украшения из драгоценных металлов или драгоценных камней. В состав этого собрания входит кремневое ружье императрицы Елизаветы Петровны работы Тульского оружейного завода 1744 г.; двуствольное кремневое охотничье ружье, подаренное кубачинскими оружейниками в 1845 г. великому князю Александру Николаевичу – будущему императору Александру II; магазинный охотничий карабин Сестрорецкого оружейного завода, созданный на базе винтовки системы С.И. Мосина и изготовленный в 1912 г. для императора Николая II; кремневое ружье работы Лепажа, принадлежавшее императору Франции Наполеону Бонапарту; финский охотничий магазинный карабин «FINWOLF», подаренный Министру обороны СССР Маршалу Советского Союза А.А. Гречко Министром обороны Финляндии в 1971 г. и др. Здесь же целый ряд отечественных, кавказских, среднеазиатских, западноевропейских, индийских, турецких и балканских ружей, винтовок и пистолетов XVIII-XX вв.
Из образцов холодного оружия в названном фонде представлены изделия мастеров Златоустовской оружейной фабрики, оружейников XVII-XX вв. различных стран мира - от Дальнего Востока до Североамериканского континента. Среди них выделяются художественным оформлением кинжал «Отелло» (1863 г.) работы петербургского мастера А. Соколова; охотничий нож работы петербургской фирмы «Шаф и сыновья», принадлежавший Николаю II; боевой булатный топорик, подаренный хивинским ханом последнему российскому императору в честь 300-летия Дома Романовых; детская шашка, детская сабля, кинжал и шашка высокохудожественной работы кубачинских оружейников, подаренные цесаревичу Алексею Николаевичу; грузинские палаши XVIII в. князей Давида и Цициа Дадиани; стрелецкая сабля XVII в.; трофейные турецкие булавы XVII-XVIII вв., доставленные по преданию в Санкт-Петербург по окончании русско-турецкой войны 1768-1773 гг. будущим адмиралом Ф.Ф. Ушаковым; сабля Осман-паши – командующего турецкой армией во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг.; персидская сабля XVII в. из коллекции выдающегося русского ученого-металлурга генерал-лейтенанта профессора Михайловской артиллерийской академии Д.К. Чернова; Золотое оружие, подаренное императором Александром II генерал-майору Н.О. Розенбаху за боевое отличие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.; арабские кинжалы, подаренные Н.С. Хрушеву и А.Н. Косыгину правительственной делегацией Йемена; охотничий нож, принадлежавший Министру обороны СССР Д.Ф. Устинову.
Музей обладает богатейшей коллекцией живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Это картины и рисунки известных русских художников-баталистов А.Е. Коцебу, П. Гесса, А.И. Зауервейда, А.И. Шарлеманя, А.И. Гебенса, Ф. Крюгера, Л.Ф. Лагорио, Н.Н. Каразина, П.П. Верещагина, А.Д. Кившенко, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, Я. Суходольского, В.В. Мазуровского, Ф.А. Рубо, Н.Н. Бунина, Н.С. Самокиша, М.Б. Грекова и др. Произведения живописи поступили в музей из коллекции великого князя Михаила Николаевича, полковых музеев Русской Императорской армии, студии военных художников под руководством М.Б. Грекова и частных собраний. В музее также представлено множество портретов российских императоров, военных и государственных деятелей, начиная с 1-й половины ХVШ в. и до наших дней. Большое значение для формирования живописной коллекции сыграла деятельность так называемой Трофейной комиссии, работавшей в годы Первой мировой войны. В составе комиссии действовал военно-художественный отряд. Художники этого отряда сделали множество зарисовок с изображением георгиевских кавалеров, выполнили целую серию набросков маслом и акварелью на передовых позициях.
В 1929 г. в фонды музея перешла часть собрания Общества ревнителей истории, а спустя два года из музейного фонда Зимнего дворца и Государственного Эрмитажа было передано более сорока батальных картин посвященных истории осад русскими войсками различных крепостей, а также с видами крепостных сооружений дореволюционной России.
Ценным приобретением для музея стали картины из собрания Центрального военно-инженерного музея, обладавшего одним из лучших в стране собранием батальной живописи. Наиболее интересной частью этого собрания являются работы художников-баталистов XIX- начала XX в., характерной особенностью которых является большая историческая точность в изображении событий.
Музей обладает богатейшим собранием фотографий и фотоальбомов. Многие из них с автографами особ царствующей фамилии, выдающихся государственных, военных и церковных деятелей.
Среди экспонатов музея находится уникальный альбом из собрания великого князя Михаила Николаевича. Открывают его фотографии, сделанные в Полтаве во время празднования 200-летия Полтавской победы (25-27 июня 1909 г.). На одной из них запечатлен лейб-гвардии Семеновский полк в полном составе (2 генерала, 75 офицеров, 5 врачей, 5 чиновников, 5 священников, 1600 нижних чинов). На этом огромном снимке не только четко виды лица всех чинов, но и детали их мундиров.
На другой фотографии, включенной в альбом, запечатлена лейб-гвардии 3-я артиллерийская бригада. Офицеры впереди, в центре, справа и слева в первом ряду музыкальная команда, а на специальных лесах в 23 ряда выстроились нижние чины. На груди офицеров видны ордена, медали, знаки бригады.
Еще на одном фотографическом изображении замер 19-й стрелковый полк. Стройные ряды солдат, трехлинейки у ног, подсумки на поясе. На груди у многих солдат отчетливо видны знаки за отличную стрельбу, что вызывает уважение, ибо заслужить их было непросто. Занятны некоторые детали: на переднем плане спокойно отдыхает, свернувшись клубком перед строем, собака, а на заднем видна у лохани выжимающая белье прачка.
Большой интерес вызывают альбом литографий и описание церемониала похорон императора Николая I. В альбоме имеется ниша, где сохранены памятные реликвии: плюмаж из страусиных перьев, горностаевые хвостики от мантии и серебряное шитье с катафалка, на котором перевозилось в Петропавловский собор тело покойного государя.
В музее хранится уникальное 30-томное издание А.В. Висковатова «Исторического описания одежды и вооружения российских войск». Литографии в нем раскрашены от руки акварелью.
Заслуживает особого внимания скульптурное собрание музея. Особый интерес представляют конные и пешие фигуры из гипса, изображающие формы одежды русской армии. Они были выполнены для коллекции императоров Николая I и Александра II скульптором В. Газенбергером.
Модели делались с натуры и обладают портретным сходством, все детали скульптур выполнены из натуральных материалов (кожа, сукно, металл, конский волос и т.п.). В этом их особая ценность.
Вызывают восхищение замечательные скульптуры Е.Л. Лансере («Сокольничий с соколом», «Охотник с борзыми», «Казак с пикой в руке» и др.).
Из предметов прикладного искусства следует отметить серебряную, изнутри вызолоченную братину, преподнесенную императором Николаем II лейб-гвардии Павловскому полку в 1909 г. — императорский приз за отличную стрельбу, альбом, подаренный великому князю Сергею Михайловичу офицерами лейб-гвардии Конно-артиллерийской бригады, изготовленные фирмой К. Фаберже.
Уникальны кубок — подарок 147-му пехотному Самарскому полку от офицеров лейб-гвардии 1-й Артиллерийской бригады по случаю празднования 100-летнего юбилея полка (1912), чарки в виде головных уборов полков Русской Императорской армии и многие другие уникальные реликвии.
В фондах музея есть скульптура, выполненная фирмой Карла Фаберже в качестве подарка лейб-гвардии Драгунского полка своему шефу великому князю Владимиру Александровичу (1897). На подставке черного полированного мрамора возвышается скала из красного мрамора с дарственной надписью серебряными буквами и гербом великого князя. У подножия скалы фигуры унтер-офицеров полка в форме образца 1847 и 1870-х гг. На вершине скалы восседает на могучем гнедом коне легендарная в полку личность – старший вахмистр 3-го эскадрона В.А. Константинов. Все фигуры выполнены из серебра и отличаются высокохудожественным уровнем.
В 1826 г. в музей поместили коллекцию наград императора Александра I, а спустя 30 лет к ним присоединились награды его брата Николая I. Сегодня в музее собрана одна из крупнейших в России коллекций отечественных и иностранных орденов, медалей и нагрудных знаков (около 24 тысяч предметов).
В ней представлены все российские ордена всех степеней, которыми до 1917 г. награждали за государственную службу и военные заслуги, орденские знаки Временного правительства, уникальная коллекция звезд (шитых, кованых, а также соединенных с орденами других государств). Музей обладает обширной коллекцией наград СССР, нагрудных знаков русской и советской армий, а также наград стран бывшего социалистического содружества. Представлены ордена и медали современной России.
Особый интерес представляет коллекция знамен и штандартов, флагов и вымпелов, как отечественных, так и иностранных (в том числе и трофейных, захваченных русской армией в войнах XVIII-XX вв.).
Среди них артиллерийское знамя образца 1745 г., являющееся первым и единственным знаменем русской артиллерии, и штандарт лейб-гвардии Конного полка времени Павла I. Под этим штандартом полк в 1805 г. в сражении под Аустерлицем захватил знамя 4-го линейного французского полка, за что получил новый штандарт с надписью: «За взятие при Аустерлице неприятельского знамени».
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает уникальной и одной из крупнейших в мире коллекций боеприпасов – от древнерусских каменных ядер до современных мощных реактивных снарядов.
В ней сохранены многие реликвийные образцы: металлическая стрела, обнаруженная при замурованной гробнице Изяслава Андреевича (сына суздальско-владимирского князя Андрея Боголюбского), умершего в 1164 г.; 3,42-дюймовая граната, экспонировавшаяся на Всемирной Парижской выставке 1900 г., турбореактивные снаряды 280 мм М-28 и 320 мм М-32, сконструированные ленинградским КБ и изготовленные местной промышленностью блокадного Ленинграда в первой половине 1942 г., применявшиеся лишь на Ленинградском фронте и многие другие уникальные боеприпасы.
Коллекция прицелов артиллерийских орудий XVIII-XX вв, артиллерийских метеорологических приборов, дальномеров, буссолей и стереотруб является одной из самых полных в мире.
В экспозиции и фондах музея представлены макеты крепостей и полевых фортификационных сооружений от деревоземляных до сборных из железа, бетона и элементов волнистой стали. Многие из них изготовлены в XIX в. Коллекция минно-взрывных заграждений включает противопехотные и противотанковые мины отечественного образца начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 гг. до современных. Немалый интерес вызывают у посетителей противопехотные и противотанковые мины иностранного образца (Германии, Англии, Италии, Китая, США) как периода Второй мировой войны, так и современные, применявшиеся против советских войск в Афганистане. Коллекция подрывных средств, включающая отечественные и иностранные подрывные машинки, позволяет проследить этапы их совершенствования на протяжении ХХ в. Широко представлены оптические приборы для проведения инженерной разведки, средства маскировки, водолазное имущество, осветительные, деревообрабатывающие, лесопильные станции, а также средства водоснабжения.
В музея имеются сигнальные, подвижные и электрические средства связи, применявшиеся в отечественном военном деле с древнейших времен. Коллекция электропроводных средств связи — одна из самых богатых в России.
Она включает различные модификации телеграфных аппаратов конструкции Шиллинга, Морзе, Бодо, Юза, которые использовались для организации связи в русской армии. Собрание войсковых радиосредств всех звеньев управления войсками дает возможность ознакомиться с поэтапным их развитием, в том числе с первым радиоприемником (лабораторным) А. С. Попова, первыми отечественными УКВ-станциями, радиостанциями периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В музее хранятся и иностранные образцы электронных средств связи США, Англии, Японии, Италии, стран — бывших членов Варшавского договора и других государств мира.
Отдельного упоминания заслуживает архив музея, созданный по инициативе Н.Е. Бранденбурга специально для изучения истории артиллерии. Начиная с 30-х гг. XX в. он стал пополняться материалами более широкого профиля. В настоящее время в архиве насчитывается более 217 тысяч архивных дела. Материал, хранящийся в нем широк по хронологическому (с 1628) и тематическому диапазонам, разнообразен по содержанию и видам документов. Помимо артиллерийской тематики он обладает ценной информацией, касающейся истории России: документами о градостроительстве и медицинском обслуживании, о географических открытиях и политических движениях, об истории театра и секретной дипломатии – на русском и иностранных языках. Архив включает множество писем, записных книжек, дневников, автографов императоров, государственных деятелей, ученых, военачальников, конструкторов, художников, архитекторов, артистов.
Среди этих документов - чертежи пушек, отлитых знаменитыми русскими мастерами А. Чоховым и С. Дубининым; альбом планов пограничных крепостей Российской империи с их описанием, принадлежавший Екатерине II (1792); полный послужной список великого князя Николая Николаевича (Старшего), ультиматум командующему окруженной под Сталинградом 6-й германской армии Паулюсу и др.
Библиотека, образованная в 1876 г. в интересах музейной работы, за годы своего существования вышла далеко за рамки своего первоначального предназначения. В фондах библиотеки сегодня более ста тысяч книг – многочисленные русские и иностранные издания по истории артиллерии и инженерному искусству, в том числе уставы, руководства, справочники, сборники приказов и циркуляров, монографии, изданные начиная с XVI в. и до сегодняшнего дня, замечательное по полноте собрание полковой историографии.
После Октябрьской революции в библиотеку музея были переданы книги из расформированных полковых музеев Русской Императорской армии, арсеналов, военно-учебных заведений.
В библиотеке хранятся уставы русской армии, начиная с составленной еще в 1647 г. книгой «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Это собрание продолжает «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» Онисима (Анисима) Михайловам; знаменитый «Устав воинский» 1716 г. и другие редкие издания.
Большой интерес вызывают такие книги как «Общий гербовник дворянских родов Всероссийския империи» и «Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих» 1787 г., а также «Статут Российских орденов» 1797 г. Нельзя не отметить и собрание военных и гражданских русских дореволюционных журналов («Военный сборник», «Русская старина», «Русский архив», «Старые годы», «Древняя и новая Россия» и др.), в том числе полный комплект «Артиллерийского журнала» начиная с самого первого номера, вышедшего в 1808 г. Неизменный интерес вызывает редчайшее собрание, посвященное истории полков русской армии. В кожаных переплетах, с золотыми обрезами эти книги хранят сведения не только о военных кампаниях, в которых принимал участие тот или иной полк, но и о людях, которые служили в этих полках.