В 1870 г. известный коллекционер, камер-юнкер А.П. Базилевский (1830-1899) преподнес императору Александру II, находившемуся на водах в Эмсе, набедренники и оплечья рыцарского доспеха с великолепной художественной отделкой. Эти уникальные предметы были найдены «случайным образом в Париже» хранителем Царскосельского арсенала Е.А. Кеммерером в 1868 г. Он сообщил о них Базилевскому, и тот, вероятно, осознавая их огромную ценность для отечественной истории, приобрел доспехи у антиквара для подарка государю.
Части парадного доспеха состоят из двух наручей (brassards) и двух длинных набедренников (cuissards), каждый из 14 пластин. Они изготовлены из железа и украшены травленным и золоченым растительным орнаментом, а изображениями воинской арматуры и овальных медальонов с царскими двуглавыми орлами, увенчанными каждый одной открытой короной с пятью концами и крестом. На груди орлов – щитки с изображениями Георгия Победоносца («ездеца») - московского герба. Прикрытие коленного сгиба (genoullieres) и налокотники (cubitieres) украшены теми же царскими орлами.
Большие оплечья в виде опахала (epaulieres en eventail) с продолжением на спинном прикрытии, декорированы с обеих сторон большими кругами с царским двуглавым орлом того же типа как предыдущее. Кроме того, вокруг каждого из них расположены по тринадцать маленьких кружков. В верхнем - изображен длинный греческий крест, по сторонам которого видны орудия страданий Иисуса Христа. В других кружках - гербы царств и земель, упоминаемых в царском титуле: Новгородский, Казанский, Астраханский, Псковской, Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский, Нижегородский и Черниговский.
На иноземное происхождение мастеров указывает то, что геральдические эмблемы некоторых областей Московского государства, входящие в состав печати и изображающие зверей, переделаны на западноевропейский манер. Так, например, вместо северного оленя изображена дикая коза.
Особый интерес этому замечательному вооружению придают царские орлы и государственные гербы, которыми он украшен. Аналогичные геральдические эмблемы имеются на лицевой стороне большой царской печати царя Ивана IV Грозного.
Сочетание государственного герба с изображением государственной печатью, несомненно, указывает на принадлежность доспеха одному из русских государей конца XVI – начала XVII в.
Единственным монархом, который мог носить подобный доспех в начале XVII в. был мнимый сын царя Ивана Грозного – Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I). Первым это предположение высказал хранитель Царскосельского арсенала Е.А. Каммерер. Такой же точки зрения придерживался оружиевед и хранитель эрмитажного собрания оружия Э. Ленц.
В пользу Лжедмитрия I как потенциального владельца доспеха говорят и его размеры. Броня сделана для широкоплечего мужчины среднего или ниже среднего роста худощавого телосложения, что вполне соответствует описаниям современников облика Самозванца.
Теме не менее, Лжедмитрий вряд ли носил это защитное вооружение. На изготовление подобного доспеха требовалось длительное время. Мастер должен был получить размеры заказчика, рисунки требуемых изображений на броне (в данном случае оттиск или прорисовку Большой государственной печати Московского государства, гербов и т.д.). Необходимо было время и на то, чтобы доставить доспех заказчику. Как известно, Самозванец царствовал меньше года и вряд ли смог получить заказанный доспех.
Долгое время считалось, что доспех в связи с гибелью Самозванца в Москве 17 мая 1606 г. не был закончен и от него сохранились лишь отдельные детали. Однако известный отечественный оружиевед Л.И.Тарасюк, эмигрировавший в 1972 г. в США и работавший в Музее Метрополитен в отделе оружия опубликовал информацию о хранящейся в музее при Чикагском институте искусства кирасе (состоящей из нагрудной и наспинной частей) от этого доспеха.
Кираса поступила в музей в составе большого собрания оружия и доспехов, принадлежавшего известному американскому миллионеру Джорджу Ф. Хардингу (Младшему). Он собирал ее с 1920-1930-х гг. К сожалению, точных ведений о том, когда и где была приобретена кираса, не сохранилось. Специалисты чикагского музея полагают, что она была приобретена во время одной из нескольких распродаж арсенала польско-литовских магнатов Радзивиллов.
Кираса украшена богатым орнаментом в виде воинской арматуры, совпадающем в мельчайших деталях с декором остальных частей доспеха. На нагруднике кирасы, в ее верхней части изображен двуглавый орел под царской короной, одиннадцать двуглавых орлов, помещенных в картуши, присутствуют как на грудной, так и на спинной части кирасы. Кираса частично реставрирована, а позолота из-за многочисленных чисток практически утрачена. Однако стиль и декор кирасы, изображения двуглавых орлов полностью совпадают с частями доспеха из собрания ВИМАИВ и ВС.