телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

«Французский немец», несший смерть Ленинграду

В коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи имеется немало уникальных образцов вооружения, военной техники, обмундирования, наград, прекрасная коллекция живописи и графики… И на фоне всего этого разнообразия и великолепия отступает на второй план прекрасная коллекция боеприпасов музея. И замечательна она не только своей многогранностью, но и тем, что некоторые из ее образцов до сих пор не раскрыли до конца свои тайны. А когда «загадочный» боеприпас огромного размера, то он, пожалуй, еще более интересен. Об одной из таких загадок и пойдет речь.
 
Этот снаряд, невольно поражающий своими габаритами, можно увидеть, едва войдя в здание музея. Он находится справа от входа, у лестницы с пандусом, ведущей на третий этаж здания. Рядом с этим снарядом расположены боеприпасы меньшего размера и калибра.
 
Согласно архивным документам, снаряд поступил в музей по акту № 4 от 6 июля 1950 г. В акте № 9 от 4 мая 1953 г. снаряд обозначен как «500-мм граната германская». В 1950 г. снаряду присвоен инвентарный номер Фонда артиллерийских боеприпасов.
 
А вот дальше в документах и литературе начинается непонятный разнобой. В вышедшем в 1960 г. каталоге боеприпасов музея снаряд описан следующим образом: «Корпус 520-мм фугасного снаряда к опытной 520-мм мортире. Привинтная головка корпуса снаряда с резьбовым очком под головной взрыватель; дно ввинтное с резьбовым очком под донный взрыватель.  Длина снаряда 3,5 калибра»
 
Калибр 520 мм указан и в научно-инвентарной карточке снаряда (НИК), составленной в 1967 г. Длина снаряда указана 1870 мм. А вот в составленной в начале 1950-х гг. Книге поступлений артиллерийского фонда, ч. 3 калибр снаряда указан в 510 мм, длина — также 1870 мм.
 
Итак, в актах начала 1950-х гг. снаряд именуется германским, а с 1960-х гг. уже отнесен к боеприпасам отечественной артиллерии. Но самое странное — это его «гуляющий» калибр — от 510 до 520 мм.
 
Проведенные в ходе внесения боеприпаса в Государственный каталог Российской Федерации дополнительные измерения позволили уточнить данные снаряда: калибр — 520 мм, длина — 184 см (1840 мм). При визуальном осмотре видно, что головная часть снаряда не полностью ввинчена в корпус, головной взрыватель отсутствует, а ведущие пояски целы, т. е. не деформированы в результате движения по каналу ствола при стрельбе. Снаряд, вероятно, подвергся разборке для демилитаризации (охолащивания) и изучения, а при последующей повторной сборке головная часть не была смонтирована штатно. Но остались главные вопросы: к какой артиллерийской системе какой страны и какого времени принадлежит этот боеприпас? Попробуем разобраться.  Начнем поиск исходя из того, что это боеприпас к отечественному орудию.
 
В СССР в 1938 г. была начата разработка сверхмощной железнодорожной 500-мм гаубицы ТГ-1, предназначенной для поражения сухопутных целей. Головным разработчиком проекта стало Особое техническое бюро Управления НКВД по Ленинграду и области (ОТБ УНКВД ЛО), расположенное в ленинградской тюрьме «Кресты». К лету 1941 г. удалось изготовить только один экспериментальный образец установки, который из-за начала войны даже не смог пройти испытания. Впоследствии работы по этой установке не возобновлялись.
 
Таким образом, в СССР разрабатывалась установка калибром 500 мм, причем она не принимала участия в боевых действиях. Теперь попробуем выяснить, имелось ли в артиллериях иностранных армий в 1-й половине ХХ в. орудие калибром 510 или 520 мм? Да, имелось! Это 520-мм французская железнодорожная гаубица обр. 1916 г. «Орудие, в отличие от всех прочих французских железнодорожных установок — специальной разработки. Все операции по подаче боеприпасов и заряжанию механизированы, а на тележках транспортера установлены электродвигатели для перемещения установки по криволинейным участкам пути (осуществления горизонтальной наводки) без помощи локомотива. Электропитание обеспечивается дизель-генератором, находящимся в специальном вагоне. Одна из двух изготовленных установок в июле 1918 г. взорвалась при испытаниях. Вторая в 1940 г. стала трофеем вермахта», — пишет А. И. Харук.
 
Вся система (гаубица с транспортером) весила 260 тонн, общая длина системы составляла 30,38 м. Скорострельность орудия — 1 выстрел в 5 минут. Заряд переменный. Заряжание картузное. Дальность стрельбы гаубицы, в зависимости от типа снаряда, составляла от 15,6 до 18 км. Дальнейшую судьбу орудия можно проследить, благодаря исследованию А. Б. Широкорада: «Гаубица… в составе одноорудийной 686-й железнодорожной батареи прибыла под Ленинград 21 ноября 1941 г. При стрельбе 5 января 1942 г. произошел взрыв снаряда в канале ствола. Немцы не стали ее ремонтировать и оставили на позиции. В январе 1944 г. поврежденная гаубица была захвачена Красной армией». Таким образом, вторая гаубица повторила судьбу первой. Судя по данным П. А. Аниконова, до конца декабря 1941 г. батарея не успела вступить в строй. Таким образом, 5 января она произвела свой первый и последний вы стрел, уничтоживший орудие. Кстати, эта гаубица была самым мощным из всех артиллерийских орудий немцев, обстреливавших блокадный Ленинград. К счастью, она так и не смогла ни разу выстрелить по городу, поэтому и экспонируемый сегодня в музее снаряд имеет целые ведущие пояски. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно уточнить атрибуцию, время и место изготовления вышеописанного снаряда. Это снаряд 520-мм французской железнодорожной гаубицы обр. 1916 г., захваченной в 1940 г. гитлеровцами при разгроме Франции в качестве трофея. Снаряд изготовлен во Французской Республике в 1916–1940 гг. Орудие и снаряд в ноябре 1941 г. были доставлены под Ленинград. Из-за разрыва снаряда в стволе в начале января 1942 г. гаубица была выведена из строя и оставлена на позициях. В январе 1944 г., в ходе боев по полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, орудие и снаряд были захвачены частями Ленинградского фронта. В 1950 г. снаряд был передан в Артиллерийский исторический музей. Такова история этого снаряда, которому, к счастью, не довелось разорваться на ленинградских улицах.