С первых дней Великой Отечественной войны одним из способов борьбы с врагом стало плакатное и карикатурное искусство.
Агитационные политические плакаты использовались как один из видов идеологического оружия. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Патриотические плакаты и тексты призывали к победе над немецко-фашистскими захватчиками, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом.
Художников буквально призвали служить своей стране творчеством. Так, Ленинградское отделение союза художников получило такую установку от Горкома партии: «Ваше оружие – искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу делу».
Одной из самых знаменитых серий были плакаты «Окна ТАСС». В Ленинграде над их изготовлением трудился целый коллектив художников, которым помогали в работе знаменитый карикатурист Владимир Гальба и Борис Лео. Некоторые тексты к плакатам придумывали Ольга Берггольц, Виссарион Саянов и Борис Тимофеев. Первый состав создателей «Окон» смог продержаться только до весны 1942 года, с усилением голода редакция начала распадаться. С весны 1942-го все работы по выпуску плакатов легли на единственного художника Василия Селиванова, к которому в 1943 году подключились фронтовые художники Петр Магнушевский и Сергей Панкратов. Центральный стенд «Окон ТАСС» размещался в витрине Елисеевского магазина на Невском проспекте.
В осажденном городе, в воинских частях Ленинградского, Волховского, Северо-Западного и других фронтов, на партизанских базах, а также на прифронтовых аэродромах, кораблях и базах балтийского флота также распространяли плакаты ленинградского отделения издательства «Искусство» и Политуправления Краснознаменного Балтийского флота.
Особой популярностью пользовались плакаты и боевые листки ленинградского объединения «Боевой карандаш». По воспоминаниям одного из его участников «фашистская пропаганда обещала после взятия города повесить художников “Боевого карандаша” как “большевистских агитаторов, врагов фюрера и третьего рейха”». Карандашисты создавали сатирические листки, смешили солдат и вдохновляли их на подвиги. Главными участниками творческой группы были художники-графики И. Астапов, Н. Быльев, В. Гальба, В. Кобелев, В. Курдов, Н. Муратов, Г. Петров, В. Тамби. Эпизодически в ней работали также живописцы и графики: Г. Верейский, В.Николаев, В.Серов, Н. Тырса. Авторами текстов выступали поэты А. Прокофьев, В. Саянов, Б. Тимофеев и Н.Тихонов.
Огромное внимание в плакатах уделялось ночным дежурствам, выявлению диверсантов, донорству, заготовке дров, экономии электроэнергии. Плакаты были обращены к жителям осажденного города, морякам-краснофлотцам, героическим летчикам, защищающим балтийское небо, воинам-артиллеристам и партизанам. Через все годы войны в ленинградском плакате проходит тема «Дети и война».
Плакаты, посвященные теме блокадного Ленинграда, являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. В Музее артиллерии будут представлены наиболее интересные из них, созданные народными художниками СССР А.Ф. Пахомовым, В.Б. Пинчуком, Б.И. Пророковым, И.А. Серебряным, В.А. Серовым, Д.А. Шмариновым, народным художником РСФСР Ф.В. Антоновым, заслуженными художниками РСФСР М.А. Гордоном, В.И. Курдовым, заслуженным деятелем искусств РСФСР А.А. Кокорекиным. Также можно будет увидеть работы М.К. Бекташева, С.С. Боима, И.И. Громицкого, Е.П. Ефимова, Б.М. Лео, П.Д. Магнушевского, С.Ф. Панкратова, Ю.Н. Петрова, Г.В. Петухова, В.Н. Селиванова, В.М. Соколова и С.М. Шор.
Многие художники, такие как М.А. Гордон, Е.П. Ефимов, А.Ф. Пахомов, Ю.Н. Петров, В.Б. Пинчук, И.А. Серебряный, В.М. Соколов, всю блокаду провели в городе на Неве.
М.К. Бекташев работал в ленинградской газете «Смена» заведующим художественным оформлением газеты и в газете «Вечерний Ленинград». Его сатирические рисунки печатались во многих периодических изданиях Ленинграда.
Борис Лео остался в блокадном Ленинграде, не прекращая ни на один день сотрудничество с фронтовой газетой «На страже Родины».
Самые страшные блокадные зимы провел в Ленинграде В.А. Серов, продолжая преподавать в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. А в самом начале войны, уже 26 июня 1941 г., на улицах Ленинграда был расклеен его плакат «Били, бьем и будем бить!».
С.С. Боим, тогда еще преподаватель акварели и литографии в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, с началом войны получил назначение в Кронштадтский дом военно-морского флота, где возглавил работу по наглядной агитации. В 1942 г. он был откомандирован в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. С 1943 по 1945 гг. Боим был старшим художником Политического управления Балтийского флота в звании капитан административной службы.
Некоторые художники выезжали на фронт. Так В.Н. Селиванов, будучи не только художником, но и военным корреспондентом газеты «На страже Родины», часто бывал на передовых позициях Ленинградского фронта. Интересно, что Селиванов не был плакатистом. Тем не менее, за очень короткий срок достиг в этой области выдающихся успехов. В.И. Курдов после творческой поездки на Волховский фронт создал серию литографий «По дорогам войны».
В качестве фронтового художника выезжал на передовые рубежи обороны С.Ф. Панкратов. Там он выпускал стенгазеты, боевые листки, делал зарисовки. С 1943-го оставался в осажденном городе для работы над плакатами серии «Окна ТАСС».
П.Д. Магнушевский в начале войны был мобилизован в действующую армию. Находился на Ленинградском фронте в группе художников, занимавшейся выпуском агитационных плакатов и листовок.
На выставке можно будет увидеть такие работы, как «Грудью на защиту Ленинграда», «На балтийском театре новый репертуар», «В обиду город не дадим...», «Женщины города Ленина! Усилим помощь фронту», «Ленинградец! Имея выигрышный вклад, ты помогаешь фронту!», «Товарищи! Укрепляйте группы самозащиты в домах!», «Славные соколы города Ленина, будем насмерть разить врага», «На подступах к Ленинграду найдет себе могилу эта гнусная банда» и др.
Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. 27 января 1944 года стал настоящим ленинградским Днем Победы. Город ликовал в честь полного освобождения от вражеской блокады, а на улицах города стали появляться плакаты аналогичные этому: «Слава воинам Ленинградского фронта, освободившим город Ленина от вражеской блокады» (художник П. Д. Магнушевский).
Выставка «“Художник – воину сродни, удар его искусства точен…”. Оборона и блокада Ленинграда в плакатном искусстве. 1941-1944 гг.» будет открыта до сентября 2021 г.