На новой выставке впервые представлены работы известного художника-баталиста середины XIX века Адольфа Гебенса. Его произведения – это своего рода экскурсия в повседневную жизнь русской армии на стыке двух царствований: Николая I и Александра II.
Известно, что родился будущий художник в немецком городке Эльбине 19 марта 1819 года. Живопись изучал в Берлинской академии искусств, затем несколько месяцев брал уроки в Париже, потом перебрался на стажировку в Италию, после чего два года жил и работал в Данциге. В 1844 году Адольф Гебенс в возрасте 25 лет прибыл в Россию. Можно предположить, что к этому времени он уже снискал определенную известность, если будучи еще довольно молодым уже обзавелся соответствующими рекомендациями, без которых вряд ли смог получить работу при императорском дворе сразу по прибытии в Петербург. Едва появившись в российской столице, живописец получил заказ на изготовление копий с портретов императрицы Елизаветы Петровны и великой княжны Александры Николаевны, младшей дочери Николая I.
В 1848 году Гебенс стал преподавателем живописи в мужском и женском отделениях рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Помимо этого к нему обращаются представители аристократических кругов. Так появились портреты графа и графини Строгановых, министра внутренних дел Ланского, генерал-адъютанта Огарева. В 1853 году художник создает портрет императора Николая I, а спустя десять лет Гебенсу заказывают написание портрета Александра II.
Несколько необычная работа была исполнена художником в 1851 году. Согласно документам, она называлась «Его Императорское Величество со свитой и изображения всех полков гвардии». Это было одиннадцать картин, объединенных одной овальной рамой. Сохранив пристрастие к портретированию, Гебенс придал портретное сходство не только самому императору и свитским генералам, но и всем изображенным на полотне полковым солдатам и офицерам. Это стало отличительной особенностью и бесценным качеством творчества Гебенса. Портретов солдат середины XIX века не было, и лишь благодаря иноземному художнику до нас дошли лица и имена простых воинов, служивших тогда в полках Российской гвардии: ефрейтор Кузьмин и барабанщик Дымкин из лейб-гвардии Московского полка, гвардейские егеря Очкунов и Каврус, Матвеев и Говоров, измайловцы Пиноков, Твердохлебов, Мельников и многие, многие другие.
Еще большее внимание Гебенс уделял всему тому, чему в армии всегда придавали особое значение: форме, знакам различия, наградам, проявлениям субординации и чинопочитания. На протяжении многих лет картины художника рассматривались как настоящие «учебные пособия». Созданные в «дофотографическую» эпоху они до мельчайших штрихов передают все детали обмундирования. Любование мундиром, столь глубоко пронизавшее все общество при императоре Николае Павловиче, нашло свое выражение и в картинах Гебенса.
Несмотря на то, что в историю изобразительного искусства Адольф Гебенс вошел благодаря тщательной проработке различных элементов военного мундира, позволяющей отнести его работы в разряд исторического источника, он занял достойное место в ряду художников-баталистов еще и как бытописатель, вернее, «бытохудожник» русской армии.
Раннее творчество Гебенса отличает его живой интерес к особенностям военного быта. Каждая его работа начального периода – это короткий рассказ о солдатских заботах и радостях, будь то в походе или короткие часы отдыха: солдаты Московского полка стирают белье, павловцы бреются, преображенцы пляшут под балалайку…
Так на картине «Группа военных чинов 3-й батарейной батареи лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады» изображены офицеры, которые пьют чай у палаток во время отдыха на маневрах. На других – чины армейской пехоты на привале («Группа военных чинов 10,11 и 12-й пехотных дивизий») или артиллеристы на постое в деревне («Группа военных чинов лейб-гвардии Конной артиллерии»). Весьма колоритны песенники впереди роты лейб-гвардии Семеновского полка в походной колонне на одноименной картине.
Картины Адольфа Гебенса были очень популярны и висели во многих императорских и великокняжеских резиденциях. Они украшали стены Зимнего дворца и размещались в частности в детской (так называемой корабельной комнате) сыновей Николая I, Романовской галерее в Малом Эрмитаже, гардеробной и кабинете императора Александра II, в кабинете Николая I в Александровском дворце Царского Села. Упоминание о художнике можно найти в воспоминаниях великого князя Гавриила Константиновича, который, обставляя свою квартиру в Мраморном дворце, разместил в передней свои «любимые картины А. Гебенса».
Многие полотна Гебенса становились частью коллекций полковых музеев, откуда в советское время поступили в фонды Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. В настоящее время здесь хранится наиболее полное собрание живописи этого художника. Всего в России им было создано около 140 живописных работ. При этом многие считаются утраченными и известны только по позднейшим литографиям.
На выставке «Образ русского солдата в произведениях Адольфа Гебенса» представлено более 70 произведений живописи и графики художника из коллекции Артиллерийского музея.