телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

Имя в истории. К 315-й годовщине образования инженерных войск и 160-летию со дня рождения К.И. Величко

21 января 2016 года отмечается 315 лет со дня образования инженерных войск.  Свою историю они ведут со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы Пушкарского приказа».  С тех пор знания, мужество и отвага военных инженеров проявились в полной мере во всех сражениях по защите Отечества. Инженерные войска в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн.  В истории России навсегда останутся имена таких прославленных инженеров, как Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «арап Петра Великого», прадед А.С.Пушкина; инженерное образование получил великий полководец М.И. Голенищев-Кутузов, декабрист С.И. Муравьев-Апостол, служивший в корпусе инженеров путей сообщения; инженер-генерал П.Л. Шиллинг фон Канштадт – изобретатель электрического телеграфа и электрического способа взрывания; основоположник русской фортификационной школы генерал-лейтенант А.З. Теляковский; Э.И. Тотлебен, осуществлявший военно-инженерное руководство оборонительными работами во время осады Севастополя в 1854-1855 гг.  выдающийся инженер-изобретатель К. И. Шильдер, которому принадлежит честь изобретения и создания первой русской подводной лодки и другие достижения в области военной инженерии.   

Всем хорошо известно имя Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева, чье 135-летие широко отмечалось в прошлом году.  К этой юбилейной дате в музее была открыта тематическая выставка «Карбышев. Непобежденный генерал».

В День инженерных войск в музее открывается выставка, посвященная другому видному военному инженеру Константину Ивановичу Величко, энциклопедически образованному генералу, большому знатоку военно-инженерной науки, воспитавшему целую плеяду инженеров, в числе которых был и Д.М. Карбышев.  Последний, к слову, превозносил своего учителя, считая его прямым продолжателем русской школы фортификации, основоположниками которой были А. 3. Теляковский и Э. И. Тотлебен.   Величко также отмечал способности Карбышева и считал его своим любимым учеником.  Интересно, что жизненные маршруты учителя и ученика много раз сходились, часто они оказывались рядом – на Дальнем Востоке, у Порт-Артура, позже снова в Петербурге, в стенах военной академии, где Величко с удовлетворением отметил инженерную зрелость Д.М. Карбышева и с радостью вручил своему ученику высокую и почетную премию за проект.


Что же касается самого Константина Ивановича Величко, то о нем известно, что он родился 20 мая 1856 г. в дворянской семье. В 1875 г. окончил Николаевское инженерное училище. В 1877 году выдержал вступительный экзамен в Николаевскую инженерную академию (ныне Военный инженерно-технический университет), но начавшаяся русско-турецкая война побудила его оставить академию и отправиться в действующую армию. После окончания войны Величко вернулся в инженерную академию, которую окончил в 1881 г. первым по успеваемости и его имя было занесено на мраморную доску.

C 1890 г. и до начала русско-японской войны Величко состоял профессором Николаевской инженерной академии по кафедре фортификации.

Во время войн - русско-турецкой, русско-японской, Первой мировой - К.И.Величко непосредственно руководил военно-инженерными работами в районах боевых действий. На Юго-Западном фронте в Первую мировую войну он предложил новую форму инженерного оборудования местности - инженерные плацдармы, которые прошли боевые испытания во время Брусиловского прорыва 1916 года.

В 1917 году К.И.Величко занимал высший инженерный пост – полевого инспектора инженерной части при Ставке Верховного главнокомандующего. Потом служил в Красной армии.   Примечательно, что Константин Величко одним из первых поступил на службу в РККА, поскольку счел для себя необходимым примкнуть к единственной в стране организованной политической силе исключительно в интересах обороны России.  В 1919 году руководил инженерной обороной Петрограда.

С марта 1918 г. Величко являлся председателем коллегии по инженерной обороне государства при Главном инженерно-техническом управлении РККА, также преподавал инженерное дело в Военной академии РККА.  В приказе РВСР № 2731 от 8 декабря 1922 г. отмечалось, что «громадная работа, проделанная профессором Величко по изучению и использованию опыта мировой войны, дала возможность устранить недочёты прошлых лет при укреплении наших рубежей… Имя профессора Величко останется в истории наряду с самыми крупными именами в области фортификации».

В 1923 г. К.И.Величко стал профессором фортификации Военно-инженерной (с 1925 года - Военно-технической) академии.  Он - автор более 70 научных книг и статей, в 1910-х годах был редактором «Военной энциклопедии» (изд. И.Д.Сытина).  Награжден многими российскими и иностранными орденами. Умер Константин Иванович Величко 15 мая 1927 года, погребен на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.

 

На выставке «Имя в истории» можно будет увидеть уникальные чертежи и планы крепостей, разработанные К.И. Величко.  В витринах демонстрируются документы с его автографом, в том числе приказ № 32 полевого инспектора инженерной части при Штабе Верховного Главнокомандующего К.И. Величко от 21 ноября 1917 г., в котором он собственноручно написал:

 «С 20 сего ноября в исполнение обязанностей начальника штаба Верховного главнокомандующего вступил Генерального штаба генерал-майор Бонч-Бруевич.  Объявляя о сем подчиненным мне учреждениям, предлагаю продолжить с неизменной энергией и усердием ответственную работу нашу по обслуживанию армии техническими средствами борьбы на пользу им и нашей дорогой Родины».

Среди экспонатов – модель форта, названного в честь его создателя. Форт Величко по проекту 1909 года в отличие от аналогичных 1880-х годов, составлявших основу русских крепостей, стал впоследствии опорным пунктом пехоты. 

Также демонстрируются портреты и фотографии великого русского инженера, его научные труды и награды.