21 января – памятный день в календаре праздничных дат России. Установленный Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года он отмечается как День инженерных войск. Хотя военно-инженерное искусство как один из элементов военного дела зародилось еще в глубокой древности, данный праздник обязан своим появлением реформаторской деятельности Петра I. Именно по его Указу для подготовки артиллерийских и инженерных офицеров 10 (21) января 1701 года была основана Артиллерийско-инженерная школа.
Инженерные войска со времен первых минерных рот и понтонных команд, созданных Петром I, в своем развитии прошли большой путь. История этого рода войск связана с защитой Отечества на всех полях сражений. И на любом поле боя первыми всегда были и будут инженеры. Они наводят переправы, строят блиндажи, дороги и мосты, подрывают их за собой, препятствуя дальнейшему продвижению противника, разбирают завалы… Военные инженеры обеспечивают жизнедеятельность других войск, и в этом им помогает знание специальных наук и техники.
На юбилейной выставке труд инженеров будет представлен инструментами, средствами защиты, приборами, макетами. Дополнением будут служить документы, плакаты, фотографии, специальная форма одежды, предметы вооружения. Многие из них демонстрируются впервые.
Открывается выставка уникальным документом из архива Артиллерийского музея. Это отчёт Приказа артиллерии за 1701 – 1705 гг., в котором полностью сохранилось содержание указа Петра I об основании в «1701 году генваря в 10 день» Артиллерийско-инженерной школы. Однако это не единственная реликвия на выставке. Здесь можно увидеть модель кожаного понтона обр. 1831 г. для конно-пионерных дивизионов, уложенный на трехколесную фуру, которая была подарена императору Николаю I в 1831 г.
Никого не оставят равнодушными и другие модели и макеты инженерных сооружений, техники, предметов вооружения и т.д., представленные на выставке. Так, здесь можно увидеть макет прототипа современного огнепроводника конца XVIII – начала XIX вв. – так называемый сосис в желобе, который представлял собой просмоленный холщёвый рукав, начинённый пороховым составом, употреблявшийся для сообщения огня минным зарядам с известного расстояния, действующую модель (масштаб 1:5) первой русской табельной походной кузницы обр. 1805 г., которая предназначалась для конно-пионерных батальонов и артиллерийских частей, макет Власовской трубки обр. 1824 г. (в разрезе), которая служила взрывателем химического действия (при разбивании или раздавливании внутренней трубки с серной кислотой смесь воспламенялась и сообщала огонь заряду, находящемуся в соединении с трубкой; позднее Власовскую трубку применяли для устройства сигнальных огней), макет уголькового запала Шиллинга обр. 1852 г., который применялся для воспламенения пороховых зарядов в мине, модель подводной гальванической сфероконической мины обр. 1907 г., макет надувной лодки А-3 (в масштабе 1:10), которая поступила на вооружение советских инженеров в 1930 г. и применялась для десантных, паромных и мостовых переправ, макет невзрывного противопехотного заграждения (без применения проволоки) периода Второй мировой войны, сделанного из деревянных рогулек, установленных в 9 рядов в шахматном порядке с наклоном в сторону противника (рогульки с заостренными верхними концами изготавливались из толстых ветвистых сучьев от срубленных деревьев) и еще один вариант невзрывного заграждения под названием «Волчья яма», который предназначался для поражения пехоты.
В большом объеме представлены различные боеприпасы и взрывчатые устройства – электрозапал системы Дреера образца 1874 г. (муляж), который был создан после появления в XIX в. новых взрывчатых веществ и назывался «искровой запал», отрезки бикфордовых шнуров начала XX в., которые представляют собой пеньковую или гуттаперчевую оболочку, наполненную чистой пороховой мякотью или примесью бертолетовой соли с сернистой сурьмой (бикфордов шнур вставлялся в капсюль с 2 гр. гремучей ртути и края последнего обжимались), набор проводников в оболочке для морских мин 1902-1918 гг., импульсная подрывная машинка производства СССР (1984 г.), которая применяется для одновременного подрыва соединенных последовательно 5 или параллельно 2 электродетонаторов.
У посетителей выставки будет возможность по-новому взглянуть на всем известную колючую проволоку (ленту) и определить, в чем отличие образцов начала и конца XX века.
Целый раздел выставки посвящен ножницам, надеваемым на ружье для разрезания проволочных заграждений, а также телеграфных и телефонных проводов. Демонстрируются наружейные ножницы системы Капицы, Романова, Гулькевича, Корсака, Кржелинского, Крапивина, Чеботарева, а также ружейный прибор-ножницы «Заградорушитель» для резки колючей проволоки системы генерал-майора Александра фон Цур-Милена (1915-1916 гг.).
О нынешнем дне инженерных войск расскажут материалы, предоставленные Управлением инженерных войск Западного военного округа. Галерея фотографий расскажет о деятельности военных инженеров во время проведения миротворческих операций последних лет.
Также в течение нескольких дней (до 24 января включительно) у посетителей музея будет уникальная возможность познакомиться с новейшими образцами инженерной техники. Будут представлены робот разминирования, макеты учебных мин (противопехотных, противотанковых), и кумулятивных зарядов, миноискатели и бронированные щиты. Некоторые из выставленных образцов обеспечивали безопасность на Чемпионате мира по футболу в 2018 г.
В отдельной витрине демонстрируется универсальный индивидуальный инженерный комплект обр. 2002 г., который включает в себя разгрузочный жилет сапёра, маскировочный костюм, состоящий из куртки и брюк, индивидуальное маскировочное средство «плащ-палатка», сапёрный щуп, модернизированную саперную кошку со шнуром, саперный нож (в корпус ножа убираются обжим, отвёртка, шило, нож монтёрский (специальный), нож консервный, линейка с делениями от 1 до 7, которая имеет пильную сторону и конец в виде отвёртки), малую (пехотную) лопату. Также представлены защитные саперные сапоги конца 1990-х гг. Интересно отметить, что корпус подошвы, непосредственно защищающий сапера от взрыва, имеет несколько слоев: нижний выполнен из резины, выше находится титановый или алюминиевый корпус, далее следуют воздушная прослойка и над ней резиново-металлическая стелька.