Выставка посвящена 100-летию окончания Гражданской войны в России, которое отмечается в этом году, и экспонируется в рамках проекта «От Великой войны до Великой смуты», инициатором которого выступила художественная студия имени Александра Невского при Санкт-Петербургском Союзе Художников. Его участники предлагают взглянуть на исторический период с начала Первой мировой войны, которую современники называли Великой, до революции и разгара гражданского противостояния – от единства, когда соотечественники стояли в одном строю против внешнего врага до пропасти разделения, когда повернули оружие друг против друга. Проект стартовал в 2014 г. и с успехом был представлен на многих музейных площадках страны от Великого Новгорода до Екатеринбурга и Симферополя. Сейчас с ним могут познакомиться жители Петербурга.
Новая выставка объединила работы Евгения Емельянова, Александра Новосёлова, Прохора Вечканова, Станислава Мирошникова, Игоря Кожевникова, Андрея Ромасюкова. Все они являются выпускниками Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени им. И.Е. Репина Российской Академии художеств. На их счету многочисленные выставки, как в России, так и за рубежом. Картины художников находятся в музеях и частных собраниях нашей страны и далеко за ее пределами.
Представленные работы призваны показать весь трагизм событий начала XX века, который навсегда изменил судьбу страны и её жителей. Полное погружение в исторический материал и максимальная документальность образов – главная отличительная черта выставки. Многие картины – это отражение определенных ключевых эпизодов Первой мировой войны. Затрагивает экспозиция и роль белого движения в годы русской смуты. Таким образом, авторы выставки ставят перед собой цель напомнить о годах испытаний, которые почти на столетие были вычеркнуты из официальной истории.
На выставке образы генерала Врангеля и адмирала Колчака соседствуют с простыми юнкерами и солдатами. Однако авторы работ призывают воспринимать и красных, и белых как соотечественников – без этого даже мысль о единстве останется призрачной.
Здесь можно будет увидеть такие работы, как «Московское время 15 часов» (из серии «Красные ушли») П. Вечканова, «Вечное возвращение» И. Кожевникова, в которой автор размышляет о том, что в России многие события в истории то считаются взлётом и победой духа, то наоборот подвергаются переосмыслению и критическому разбору, «Дорога» С. Мирошникова, созданную художником как метафору места событий, места боли и невзгод, поиска и преодоления пути, «Женский ударный батальон на охране Зимнего дворца» Е. Емельянова, «Графская пристань. Севастополь, ноябрь 1920г.» А. Ромасюкова, в которой отражена тема прощания с Родиной тех русских людей, которые вынуждено покинули родные берега в составе и вместе с армией генерала Врангеля.
Сведения об авторах:
Игорь Кожевников - художник-живописец, график. Основатель и художественный руководитель Студии военно-исторической живописи им. Александра Невского. В Санкт-Петербурге художник получил известность благодаря созданию галереи портретов «Лицо Санкт-Петербурга». Ведёт активную преподавательскую и творческую деятельность.
Андрей Ромасюков – автор проекта «От Великой войны до Великой смуты», член Санкт-Петербургского военно-исторического общества, участник многих военно-исторических и культурных проектов, фестивалей, перформансов, лауреат премии им. П.Н. Врангеля за 2021г. Основные темы работ – Первая мировая война, революция, гражданское противостояние. Творчество художника отличает историческая достоверность, стремление отразить на полотне реальные исторические события. Он глубоко погружен в исторический материал, работает в архивах, сотрудничает с Военно-историческим обществом Санкт-Петербурга и коллекционерами, благодаря чему имеет возможность прикоснуться к подлинным предметам начала прошлого века. В то же время полотна, отражающие те или события – это не историческая реконструкция, а скорее художественный образ. В рамках проекта «От Великой войны до Великой смуты» художником создано около пятидесяти композиций батального и портретного жанров. Именно они легли в основу нынешней выставки.
Евгений Емельянов – главный художник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Основным направлением его творчества является историческая живопись, а главная тема - образ защитника Отечества: от Древней Руси до первой обороны Севастополя, от революционных потрясений 1917 года до Великой Отечественной войны. Долгие годы работая в старейшем военном музее России, художник имеет возможность «общаться» непосредственно с экспонатами, являющимися живыми свидетелями далеких исторических событий, наполняясь энергетикой и впечатлениями от первоисточника. Сотрудничество с музейными специалистами, консультирующими художника в процессе создания произведений, дает ему возможность быть максимально точным в вопросах достоверности изображаемых деталей.
Александр Новоселов – преподаватель Института имени И.Е. Репина, имеет благодарности Российской Академии Художеств за участие в выставке «Академическая школа», посвященной 250-летию Академии Художеств и «Образы памяти», награжден дипломом и Золотой медалью Российской Академии художеств, лауреат первой премии в номинации «Живопись» конкурса «Великая Победа 1945-го» И.А.Минакова, обладатель Гран-При IV Международной выставки-конкурса преподавателей творческих направлений высших и средних профессиональных художественных заведений «Творческая Осень 2019» (Санкт-Петербург). В 2020 году награжден Золотой медалью Союза Художников России «Духовность. Традиции. Мастерство».
Станислав Мирошников – член бюро секции живописи в Союзе Художников России, преподает на подготовительных курсах в Академии Художеств им. И.Е.Репина. Всё искусство этого художника говорит о вечности мироздания и земных беспокойных дорогах. Тема пути вообще очень часто появляется в его работах. В них остановились мгновения, есть время постоять подумать, осмыслить увиденное. Персонажи Мирошникова отнюдь не идеализированы, а на созданных полотнах не увидишь героев с «горящими глазами».
Прохор Вечканов являлся участником театрально-живописной группы «Третье поколение», в составе которой, на протяжении двух лет, участвовал в передвижных выставках-спектаклях. Выставку «Где брат твой?» рассматривает как дружеский «батл» художников, неравнодушных к событиям столетней давности и сочувствующих разным сторонам противостояния. Участвуя тремя картинами, занял сторону красных. В своих работах связывает современность и прошлое, призывая помнить о трагических событиях, изменивших историю и нашей страны, и всего мира.