телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

31 октября (последний четверг месяца) и 4 ноября (понедельник) - музей ОТКРЫТ. 5, 6 и 7 ноября - музей закрыт.

Первые шаги. Красная армия в редких фотографиях 1918-1920 гг.

В 2018 году отмечается 100-летие создания Рабоче-крестьянской Красной армии.  Как известно, декрет о создании РККА был подписан В.И. Лениным 15 (28) января 1918 г., и уже 23 февраля началась массовая запись добровольцев в отряды вновь сформированных вооруженных сил.  Именно этот день впоследствии было принято считать днем образования Красной армии.

Создание Рабоче-крестьянской Красной армии проходило на фоне начинающейся гражданской войны, и когда начались полномасштабные боевые действия, большевистские вооруженные силы пока еще отличались слабой военной подготовкой и отсутствием централизованного эффективного управления.   К тому же в рядах Красной армии оказались самые разные кадры. Это были люди, служившие в старой царской армии, крестьяне-ополченцы, солдаты и матросы из числа красногвардейцев. Неоднородность состава отрицательно сказывалась на боеготовности этого войска. Кроме того, отряды часто действовали несогласованно из-за выборности командиров, коллективного и митингового управления.

Для того чтобы пополнять ряды Красной армии, ее основателям необходимо было придумать общенародный стимул, который стал бы веской причиной вновь взять в руки оружие. Большевикам для этого не нужно было далеко ходить. Они сделали главной движущей силой своего войска принцип классовой борьбы.  Ненависть к прежнему строю (помещикам, капиталистам и т. д.) являлась фундаментом, на котором держалась Красная армия.

Также был учрежден Всевобуч. Эта система предназначалась для всеобщего военного обучения жителей молодой советской республики.

Несмотря на все изъяны, Красная Армия смогла добиться важных успехов уже в первые месяцы гражданской войны.

Красной армии удалось остановить так называемый  «белый потоп», когда были сформированы три основные белые армии – Добровольческая армия на Дону под командованием Л. Корнилова (затем А. Деникина), армия А. Колчака в Сибири, и армия Н. Юденича на северо-западе. 

1920 год стал временем «красного потопа», который обозначил наступление красноармейцев на всех фронтах.

Осенью того же  года Красная армия прорвала оборону «белых» Вооруженных сил Юга России под командованием барона П. Врангеля, после чего остатки белогвардейцев эвакуировались из Крыма.

В 1919 – 1921 гг. РККА также участвовала в советско-польской войне.  Был подписан Брест-Литовский мирный договор, по которому Россия де-юре признавала независимость Польши.

Период 1920—1921 гг. стал временем «зелёного потопа». Массовое недовольство крестьянского населения продразверсткой было подогрето демобилизацией из Красной армии. Страна была охвачена отдельными восстаниями «зелёных» крестьянских повстанцев, на подавление которых  восстаний также были брошены части РККА.

Точку на «зелёном потопе» поставил Кронштадтский мятеж в феврале – марте 1921 г.   Восстание кронштадтской военно-морской базы было объявлено белогвардейским мятежом и жестоко подавлено.

В середине 1920-х годов под руководством М.В. Фрунзе началась существенная реорганизация Красной армии на основе сокращения численности, внедрения территориально-милиционного принципа, отказа от института комиссаров в войсках, широкой опоры на политотделы и военные комячейки.  На смену ранее существовавшим краткосрочным курсам красных командиров стали создаваться военные учебные заведения, которые должны были компенсировать очевидную нехватка квалифицированного командующего состава.

 

В фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи хранится большое количество уникальных фотографий, иллюстрирующих начало формирования Рабоче-крестьянской Красной армии.  Они легли в основу выставки «Первые шаги.  Красная армия в редких фотографиях 1918 – 1920 гг.».

Сделанные в первые годы существования новой армии, они позволяют увидеть первых красноармейцев без исторической ретуши.

Солдаты сфотографированы в ветхом обмундировании, а некоторые даже – в гражданской одежде.   Из отсутствия единой формы красноармейцы вынуждены были донашивать старую военную форму. Из-за огромного наплыва крестьян, многие из них обуты просто в лапти. Такая анархия просуществовала вплоть до окончания унификации вооруженных сил.

Многие фотографии – иллюстрации разных эпизодов Гражданской войны:  отправка красноармейцев на фронт и обучение красных артиллеристов, столкновения Красной армии с отрядами Деникина и ее вступление в Бухару, переправа через реку Белую и взятие Уфы, корректировки артиллерийского огня и формирование полка деревенской бедноты во время оборона Петрограда, действия Красной армии на Украине и митинг по случаю взятия Киева, проводы коммунаров на польский фронт и отправка газет во фронтовые части, допрос пленного матроса и похороны убитых во время подавления Кронштадтского мятежа.  

Посетители выставки смогут увидеть, как проходили первые воинские праздники – День Красного командира и Милиционной армии, праздник подводных лодок, парад Петроградского гарнизона в день годовщины Красной Армии 23 февраля 1920 г., парад в день годовщины основания частей особого назначения на площади Урицкого (в наст. время – Дворцовая) в Петрограде, парад и субботник по случаю Дня Красного флота, праздник всевобуча на Кадетском плацу в Петрограде, митинг и парад на площади Урицкого в Петрограде по случаю приезда делегатов 1-го Конгресса Коминтерна, парад артиллерии на ст. Кушка Закаспийской области в 1920 г.

Большинство фотографий вызывают огромный интерес своей «непостановочностью» и непредвзятостью.  Именно такие снимки позволяют увидеть не бравых красноармейцев из комсомольской разведывательной роты, а безусых мальчишек на фоне дачного поселка или укутанных в одеяла измученных солдат, только что освобожденных из плена, а также первые субботники и воскресники, которые не всегда были такими, какими их описывал В. Маяковский, когда работали, будто делали  «величайшую эпопею».  Так на работе солдат и гражданского населения возле продовольственной базы, последнее представлено сплошь юными барышнями в элегантных пальто и шляпках.