Оружие является одним из ценнейших памятников материальной культуры народов, воплощением ее достижений. Форма и декор оружия отображают традиции, уровень развития культуры страны, в которой оно было изготовлено. Европейское и восточное оружие привлекает своими необычными формами, зачастую уникальным по качеству исполнением, высокий уровень которого обуславливается приверженностью традициям, когда мастерство передается из века в век, из поколения в поколение. Высокое качество обработки подчеркивает красоту булатной стали, дерева, кости, рога, кожи животных, перламутра, драгоценных и полудрагоценных камней. Характерен для оружия изысканный декор стальных частей вооружения искусно выполненной насечкой, инкрустацией золотом и серебром.
На новой выставке можно будет увидеть уникальные по своему исполнению образцы холодного, огнестрельного и защитного вооружения стран Европы и Азии из собрания музея.
Широко представлено оружие Франции, Испании, Италии, Германии, Англии, Польши и других стран.
Выставленные экспонаты позволяют познакомиться с различными техниками украшения оружия: чернение, инкрустация, чеканка и резьба по железу.
Любопытно прочитать и надписи на клинках, аналогичные этим:
«Без повода меня не вынимай, без чести не вкладывай» – на придворной французской шпаге середины XVIII века.
«Для спасения Отечества» – на одной из сторон клинка парадного меча члена Директории (Франция, 1794-1799 гг.) и «Для примирения» с другой стороны.
Не останется без внимания и французская сабля периода Первой Империи, которая имеет надпись на русском (!) языке. Она принадлежала В.А. Обручеву, который отбил ее «в 1812мъ году, во время сражения в пределахъ России, на берегахъ реки Березины, отъ войскъ Императора французовъ Наполеона I, совершившаго враждебное нашествие на Россию», о чем и говорит гравировка на латунной табличке.
Среди изображений на клинках можно разглядеть и богиню Нику, и богиню охоты Диану, и голову Афины Паллады… На польской офицерской сабле XVIII в. насечены портреты и имена трех знаменитых королей Владислава Ягеллона, Владислава III и Сигизмунда I.
Поражают красотой и великолепием отделки различные виды охотничьего оружия, украшенные резьбой, богатой гравировкой со сценами охотами, рельефными орнаментами, инкрустацией перламутром и т.д.
Неизменный интерес вызывают образцы холодного, огнестрельного и защитного вооружения стран Востока.
Посетители выставки смогут увидеть различные виды традиционных арабских кинжалов, сабель и мечей. В группе длинноклинкового оружия привлекает внимание сирийская сабля с булатным клинком, поступившая в музей из коллекции выдающегося русского металлурга профессора Д.К. Чернова, основоположника металловедения и теории термической обработки стали, изучавшего свойства булата.
Значительная часть клинков иранских сабель, ножей, кинжалов, защитное вооружение, представленное на выставке, также изготовлено из булата – высокоуглеродистой стали, отличавшейся необыкновенно красивым узором поверхности. Как правило, оно украшено насечкой золотом.
Особым образом выделяется из них булава горз, боевая часть которой выполнена в виде головы дэва (демона) с рогами и украшена насечкой белым и желтым металлом.
В витринах демонстрируются турецкие сабли, ятаганы, кинжалы, ружья и пистолеты. Среди них настоящим произведением декоративно-прикладного искусства является пара кремневых кавалерийских пистолетов конца XVIII – XIX в., украшенных серебряными накладками в технике литья, резьбы, филиграни, скани, черни, а также кораллами.
В большом объеме демонстрируется оружие различных регионов Кавказа и Закавказья.
Большую группу составляет оружие Индии – меч кханда, меч сосун пата, сабля тега, кинжал халадие с надписью «Храбрый, в пору здравия стремись к благородству, [чтобы] смиренному рабу идти тем же путем», кинжал кутар, нож пешкабз, нож-топорик бхудж. Рядом – фигура индийского воина в комплекте защитного вооружения XVIII века.
Выставка была бы неполной без вооружения самураев – профессионального военного сословия Японии. В страну восходящего солнца железо и бронза были ввезены в период с III в. до н.э. – I в. н.э. из Кореи и Китая. Постепенно японскими кузнецами был выработан свой собственный стиль ковки мечей, признанный японцами настолько совершенным, что сохраняется практически неизменным вплоть до сегодняшних дней.
Начиная с XII в. в разных провинциях Японии начали складываться различные школы оружия и династии кузнецов, где традиции и секреты передавались из поколения в поколение. Каждая школа имела свои оригинальные приемы ковки мечей, использовала свои источники руды и виды древесного угля.
Представленные на выставке клинки японских мечей украшены различными гравировками и резьбой в виде изображений или имен, чтимых в Японии буддистских или синтоистских божеств, либо бондзи – символами божеств в виде стилизованных санскритских букв. На клинках XVII – XIX вв. встречаются гравировки в виде изображений драконов, веток сливы и сакуры, бамбука, стихотворные строки и многое другое.
Рядом с ними лежат гарды японских мечей - цуба, представляющие собой самостоятельные предметы японского декоративно-прикладного искусства.
Отечественная оружейная школа представлена такими городами как Москва, Санкт-Петербург, Златоуст, Сестрорецк и Тула. Как известно, тульское оружие одним из царских указов, было признано эталонным. Рассвет тульского оружейного мастерства приходится на вторую половину восемнадцатого века. В это время необычайно возрос спрос на художественно украшенное тульское оружие. Уникальное, удивительное по своему изяществу изобретения туляков – «алмазная грань» на металле и множество других секретов отделки изделий из металла и дерева уходят корнями именно в эту эпоху.
На Сестрорецком оружейном заводе было изготовлено представленное на выставке охотничье ружье Петра I. На затыльнике его приклада нанесен вензель императора – переплетенные фигурные латинские литеры «Р» под императорской короной.
Надо отменить, что это не единственное мемориальное оружие на выставке. Здесь экспонируется богато украшенный револьвер, выполненный в кавказском стиле, принадлежавший императору Николаю II., кирасирский палаш с вензелем императора Александра I, шпага, принадлежавшая великому князю Михаилу Павловичу.
Но, пожалуй, самым ярким экспонатом в этом разделе является декоративный кинжал «Отелло», изготовленный в мастерской по выделке золотых, серебряных и бронзовых изделий А.Н. Соколова (Санкт-Петербург, 1863 г.). Рукоять кинжала выполнена из серебра и представляет собой фигурную композицию – сцену из известной трагедии У. Шекспира, в которой ревнивый мавр закалывает кинжалом свою жену Дездемону.