С первых дней Великой Отечественной войны художники Ленинграда записывались в ряды ополчения, отправлялись добровольцами на фронт. Героизм мастеров искусств проявлялся не только на полях сражений. Стремясь отдать свои силы защите родного города, оставшиеся в тылу художники превращали искусство в оружие.
Под несмолкаемый гул орудий онирисовали плакаты, выполняли карикатуры в «Окнах ТАСС» и участвовали в выпуске листов «Боевого карандаша».Главным ядром бригады плакатистов были В. Серов, И. Серебряный. Художники создавали плакаты,полные отваги и оптимизма, которыеподнимали боевой дух горожан и бойцов, вдохновенно призывая людей на подвиг.
А. Пахомов стал идейным вдохновителем создания специальной серии плакатов для детей в ленинградском отделении издательства «Детгиз». Герои его работ- юные защитники Родины, стремящиеся помочь взрослым приблизить победу.
Воздействие агитационного плаката было огромным и на солдат на фронте, и на осажденных жителей Ленинграда. По мере того, как фашисты замыкали кольцоокружения города, плакат, как и голос поэта Ольги Берггольц, звучащий по радио, становилсяисточником, из которого черпали надежду жители блокадного города.
Историю фронтовой действительности запечатлели художники -участники обороны. П. Кондратьев служил на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. В работах художника с убедительной силой и конкретностью передан характер военного времени. На его рисунках на подступах к Ленинграду горят подбитые вражеские самолеты, виднеются разрушенные до основания дома. А портреты однополчан, запечатленные в короткие минуты отдыха после боя привлекают своей человечностью.
Автор жанровых картин и портретов А. Яр- Кравченкослужил на ленинградском фронте стрелком- радистом в военно-воздушных войсках, где создал портретную галерею бойцов- летчиков. В образах героев воздушных боев отраженастойкость и отвага, бесстрашие и твердая решимость победить врага.
Произведения ленинградских художников, представленные на выставке посвящены темам защиты, сохранения города и жизни в тяжелых условиях блокады.В работе А.КаплунаЛенинград предстает цитаделью сопротивления, на страже которой стоят грозные зенитные орудия. В батальной композиции живописца И. Владимирова фигуры всадников, полные напряженного действия, нещадно громят вражеские войска.В акварели В. Морозовакорабли военной флотилии, словно скованны морозом, неподвижно стоятв устье Невы. В композиционно законченных, проработанных до мельчайших деталей произведениях Н. Дормидонтовапожарные наряды слаженно тушат пожарв жилом доме после обстрела, а на руинах уничтоженных бомбежками зданий группы людей возводят оборонительные дзоты. Художник В. Успенский запечатлевает момент укрытия памятника Петру I, знаменитого «Медного всадника» во время маскировки монументальной скульптуры города.
За повседневными трудностямиистерзанных страданиямиленинградцев живописецН. Рутковскийв произведениях «В театре» и «В трамвае» мастерски улавливает атмосферу душевного состояния людей, сохранивших достоинство и красоту.Подробностью сюжетных деталей запоминается рисунок А. Медельского, где дети и взрослые, сплоченные единой целью и верой в общее дело трудятся в цеху во время артобстрела.В мягких, выполненных в живописной манере работах «Награжден медалью» и «Водопроводчики» В. Раевской- Рутковской нет напряженности и трагических примет военного времени, но они не оставляют равнодушными ни одного зрителя, в них главное- дети, мечтающие о мире.
Несмотря на все тяготы военного времени, и в мороз и стужу выходил на улицу с этюдником и мольбертом В. Пакулин.Художник писал пейзажи любимого города, опаленного войной. После эвакуации музейных ценностейиз Государственного Эрмитажаон был командирован запечатлеть опустевший музей. В этюдах, написанных с натуры, сквозь зияющие оконные проемы пустых, промерзших эрмитажных залов запечатлена неповторимая красота военного города.
Отдельное место в экспозиции занимают произведения М. Бобышова, выдающегося театрального художника, профессора Академии Художеств. Великая Отечественная война застала его в Ленинграде. В условиях блокады, тяжело больной художник трудился над созданием работ, отражающих жизнь города-героя. Каждый лист из серии пейзажей «Героический Ленинград» словно документ истории, проникновенно воссоздает облик города. В холодной цветовой гамме пейзажей М. Бобышовачувствуется атмосфера суровых будней не сдающихся ленинградцев.
Весной 1942 года больных и ослабленных преподавателей и студентов Академии Художеств эвакуировали в Самарканд. Обессиленный художник даже в пути не расставался с альбомом, создавая зарисовки путевых впечатлений по Турксибу. За время пребывания в эвакуации он завершил начатую еще в Ленинграде серию работ о блокадном городе.
Год спустя М. Бобышов прибыл в Москву для участия в оформлении спектаклей на сцене Малого Театра.В это время художник посетил Загорск, разрушенный фашистами Калинин и запечатлелих в своих произведениях. Завершением военного цикларабот стала серия «Москва в дни Победы».Пейзажи этой серии проникнуты светлым, радостным ощущением окончания войны. Площади столицы заполнены ликующими толпами людей, озарены симфонией света ипраздничным многоцветьем победоносных огней салютов и фейерверков.
Художники, прошедшие длинными фронтовыми дорогами к победе запечатлели то, как непреклонно, самоотверженно и отважно боролись за свою свободу, за свою страну жители блокадного города. Как в тяжелейших условиях, превозмогая страдания и боль утрат они сохраняли беспримерную стойкость и силу духа. Произведения, созданные непосредственными свидетелями и участниками Великой Отечественной войны напоминаютнамо величии минувшего героического подвиг
Куратор выставки - О.В. Мудрова