телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

30 и 31 декабря, а также 1 и 7-10 января музей будет закрыт. Со 2 по 6 января музей ОТКРЫТ!

Война. Победа. Память

На выставке  представлены работы художников Студии имени Александра Невского при Санкт-петербургском союзе художников, посвященные теме Великой Отечественной войны и сохранению памяти о ней.  Посетители смогут увидеть живописные и графические работы.  На новую выставку представили свои произведения 15 авторов.  Всех их объединяет любовь к отечественной истории и желание осмыслить настоящее через призму прошлого.
 
Многие участники выставки – молодые художники, и, казалось бы, их должны волновать совсем другие образы и темы.  Однако они глазами потомков пристально вглядываются в то далекое прошлое, и их искреннее сопереживание и заинтересованность позволяют поддержать диалог поколений сквозь десятилетия.   
 
Тема войны стала одной из основных в их творчестве, но осмысливается каждым по-своему и требует внимательного и вдумчивого к себе отношения. 
 
Вадим Каджаев представил свою работу «Старики».  Это картина о человеческих судьбах, отзвуках войны в разных поколениях нашего народа. А еще она о большом горе, когда отцы и матери вынуждены  оплакивать своих детей.
 
«Солдатская ноша» Татьяны Фомкиной – это рассказ о солдате, защищающем жизнь, которую символизирует образ Мадонны с младенцем. Все предметы, изображенные на картине, неслучайны.  На ней также отчетливо виден силуэт креста, образованный автоматом и его тенью.  Он касается каски, как напоминание о высокой цене, которую заплатил наш народ и армия за Победу.
 
Любая победа в войне несет с собой груз памяти по погибшим и сострадания искалеченным душой и телом. Разрушенные дома, оборванная лента рельс, покосившиеся столбы.  Портреты вождей и люди, чьи судьбы были искорежены войной – солдаты, дети, женщины, старики – смотрят на нас с картины «Победители» Григория Гукасова.
 
Его работа «Бабочки» рождает совсем другие эмоции. Светлый день, высокие облака, солнце припекает, красивая девушка любуется бабочками, которые кружатся над травой. Но ещё миг и все поменяется – уйдёт былая беззаботность с лиц будущих женщин-снайперов. В звенящей тишине контраст зримого света-мира и надвигающейся тьмы-войны звучит ещё более невыносимо.
 
Идея показать зрителю ощущение войны через женский портрет реализована и в графическом портрете Геннадия Исаева «Снайпер».  Он передает образ советской девушки снайпера времен Великой Отечественной войны и транслирует то чувство, которое могли испытывать наши предки, а именно парадокс соединения двух вещей: войны и женского начала. В этой работе свет и тень решены обобщенно, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на взгляд девушки, печальный и одновременно  острый, беспощадный.  Привычные образы женщины-матери, женщины-дочери война дополнила образом женщины, которая карает и мстит тем, кто пытался уничтожить ее близких, родных, ее землю, ее страну, ее мировоззрение и ее будущее. Она исполняет возмездие, как нечто естественное и одновременно воспринимает это, как великую ношу, которую миллионы советских людей взвалили на свои плечи в годы страшной трагедии 1941-1945 гг.
 
Знаменитому русскому художнику Ивану Билибину посвятила свою работу художница Паула Стельмащук.  Как известно, Иван Яковлевич после начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться из Ленинграда.  "Из осажденной крепости не бегут - ее защищают" – говорил он.  К сожалению, пережить блокаду он не смог.  В феврале 1942 г. Иван Билибин умер от истощения. 
 
Завершает выставку полотно Александра Новоселова.  Война в его произведениях всегда предстает опосредованно.  Не чувствуя за собой морального права изображать то, чему он не был и не является свидетелем, художник не создает батальных сцен и сложных психологических сюжетов.  Его, прежде всего, интересуют люди, их пронзительные неповторимые судьбы, поэтому всякий раз он стремится передать само жесточайшее естество войны.  Вот и на картине «Донбасс», которая была написана еще в 2016 г., мы видим лица жителей этого многострадального региона.  Все, представленные на ней портретные образы документальны, за исключением нескольких собирательных образов.  Здесь женщины и дети, пенсионеры, ветераны, военные и ополченцы, священники, военные корреспонденты, шахтеры, руководители Донецкой народной республики, а также погибшие российские журналисты.  Все они были написаны по материалам фото и видео репортажей непосредственно из Донецкой и Луганской Народных Республик.
 
Также на выставке можно увидеть работы А. Федорова, И. Овчаренко, А. Мелентьева, А. Нездвецкой, М. Любимовой, М. Хвостовой, С. Артемьева, К. Дудко, Е, Емельянова.