28 мая выставка "Петр Великий и русская армия" работает последний день!
Однако еще можно успеть посмотреть экспонаты, которые расскажут об истории русской армии конца XVII – первой четверти XVIII вв. – от «потешных» военных забав царевича Петра и до окончания Персидского похода.
Самые ценные из них – личные вещи Императора Петра Алексеевича. Это 20 подлинных мемориальных предметов из коллекции музея. Здесь можно увидеть маленькую пушечку юного царевича Петра. Отлитая во второй половине XVII в., она была подарена ему отцом царем Алексеем Михайловичем. Играя с ней, стреляя из нее пареной репой, яблоками, горохом Петр приучался к «Марсовым забавам», осваивал военное дело. Позднее эта пушка находилась на вооружении потешных войск молодого государя. В начале XVIII в. по распоряжению Петра I они были переданы в бомбардирскую роту Преображенского полка, где и хранились как особо ценная реликвия.
Еще одно мемориальное оружие – офицерский протазан, с которым Петр I принимал участие в Азовских походах. Позднее, под именем командора Петра Алексеева он шел с этим протазаном в колонне Морского регимента во время торжественного вступления русских войск в Москву 30 сентября 1696 г. после взятия Азова.
Сохранился и еще один офицерский протазан Петра I, который был вручен ему при присвоении чина полковника (старшего генерал-лейтенанта) лейб-гвардии Преображенского полка в 1706 г. главнокомандующим русской армией генерал-фельдмаршалом Б.П. Шереметевым. Протазан был прислан царю в качестве подарка из Москвы князем-кесарем Ф.Ю. Ромодановским вместе с грамотой, извещавшей о производстве царя в полковники.
О Персидском походе Петра I напоминают ключи от города Дербента. Их российскому императору на блюде, покрытом отрезом парчи, преподнес, встав на колени, наиб (наместник) Имам Кули-бек. Блюдо и покрывавшая его шелковая ткань также демонстрируются на выставке.
Особый интерес вызывает мундир Петра Великого – его офицерский камзол гвардейской пехоты обр. 1720 г., поясная и плечевые портупеи, а также офицерский шарф. При Петре I европейский шарф становится одним из элементов русского военного костюма, отличительным знаком офицеров. Шарфы петровской армии до начала 1700-х гг. не имели четко установленного цвета, а позднее их ткали из белого, синего и красного шелка.
Также на выставке демонстрируется кожаная куртка (кожан) Петра I. Согласно устоявшейся легенде считалось, что царь-плотник работал в нем на Ост-Индских верфях в Амстердаме во время Великого посольства 1697–1698 гг. Однако трудно себе представить человека, работающего топором, долотом и пилой в толстой кожаной куртке. Заниматься кораблестроительными работами в такой одежде и неудобно, и жарко. Куртки из толстой буйволиной, воловьей или лосиной кожи стали популярным защитным вооружением кавалеристов с 30–40-х гг. XVII в. Их изготавливали из кожи, дубленой в рыбьем жиру, отчего та становилась эластичной и прочной. Как известно, Петр I сам неоднократно участвовал в боевых действиях. В Полтавском сражении он, по преданию, лично возглавил кавалерийскую контратаку против шведов. Таким образом, защитные куртки могли быть необходимой составляющей его военного гардероба.
Наибольший раздел выставки посвящен событиям Северной войны (1700-1721 гг.), когда молодая Российская держава вступила в яростную схватку с непобедимой до того времени Швецией. Испытав горечь поражений и радость побед, Петр I сокрушил шведское могущество в Полтавской баталии, завоевал Прибалтику и Финляндию, провел успешные военные кампании в Северной Германии и на Балтике. Десантные операции петровской армии и флота принудили Швецию подписать триумфальный для России Ништадтский мир.
В большом объеме представлены все виды оружия противоборствующих сторон – алебарды и багинеты, сабли и штыки, мортирки и мортиры, пищали и короткие пушки, ружья и фузеи, пистолеты и мушкетоны…
Есть на выставке и реликвия, связанная с жизнью, или точнее сказать, смертью соперника Петра Великого в Северной войне – короля Карла XII. Это охотничий штуцер, принадлежавший ранее старинному роду баронов Каульбарсов и хранившийся два столетия в их имении в Эстляндии. По преданию, именно из этого штуцера под стенами крепости Фредрикстен 30 ноября 1718 г. был убит король Швеции.
В витринах – русские и шведские барабаны и знамена, головные уборы и форма одежды.
Дополняют картину литографии с изображением одежды и вооружения российских войск.
Стены выставочного зала украшает большое количество гравюр и живописных полотен, среди которых, в частности, прижизненный портрет Петра I кисти Л. Каравака, великолепные картины на батальные сюжеты А.Е. Коцебу «Сражение под Нарвой 19 ноября 1700 г.» и «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 г.», выполненные по заказу императора Николая I в 1846 г., копия портрета Петра I с оригинала голландского художника Арента де Гелдера (1717 г.) – подарок великого князя Константина Николаевичем своему младшему брату великому князю Михаилу Николаевичу, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне холста: «Михаилу Николаевичу от Константина Николаевича, 1842, Апреля».
Весьма любопытна коллекция медалей и медальонов, выпускавшихся в память о том или ином событии – на взятие Нотебурга (Шлиссельбурга) в 1702 г., на взятие шведских кораблей в устье Невы в 1703 г., в память победы под Полтавой 27 июня 1709 г., в память капитуляции шведской армии под Переволочной (в память взятия в плен Левенгаупта) 30 июня 1709 г., на взятие Риги 4 июля 1710 г. и Гельсингфорса в 1713 г., в память начала процесса по делу царевича Алексея. 1717 г., медаль на восстановление спокойствия в государстве. 1718 г. и т.д.
Всего на выставке представлено более 300 уникальных исторических памятников петровского времени, многие из которых сохранились в единственном экземпляре. Большинство из них имеют собственную историю и выставляются впервые.