Экспозиция посвящена становлению и развитию начального военного образования в нашей стране и знакомит с историей создания кадетских корпусов в Российской империи, а также суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и Президентских кадетских училищ в современной России.
Средние военно-учебные заведения закрытого типа существовали в России с 1732 г. К началу XX века в России действовал 31 кадетский корпус, включая Пажеский и Морской. Сегодня только в ведении Министерства обороны находится 31 учреждение довузовской подготовки, в стране же насчитывается около 200 образовательных учреждений кадетского типа различных министерств и ведомств. Российская военная школа имеет 300-летний опыт подготовки кадров для армии и флота и этот опыт сегодня востребован.
Экспозиция состоит из двух разделов.
Первый посвящен истории императорских кадетских корпусов России с 1732 по 1917 гг. Здесь представлена форма одежды кадет, их вооружение (кадетские ружья, соответствующие возрасту воспитанников, а также различные образцы холодного оружия), наградные медали, призы, свидетельства и нагрудные знаки об окончании корпусов, аттестаты, тетради, творческие работы, созданные кадетами и многое другое. Посетители узнают о том, каким был быт и распорядок дня у кадет, что изучали и как проводили свой досуг, какое было отношение императорской семьи к кадетским корпусам. Впервые показана часть коллекции мастичной скульптуры, посвященной кадетам середины XIX века из собрания великого князя Михаила Николаевича. Привлечет внимание и фрагмент реконструированного кабинета Главного начальника военно-учебных заведений великого князя Константина Константиновича.
Константин Константинович Романов (1858-1915) стал главным начальником военно-учебных заведений Российской Империи 4 марта 1900 г., а 13 февраля 1910 г. был назначен генерал-инспектором военно-учебных заведений и исполнял эту должность до конца жизни.
В ведении вел. кн. Константина Константиновича находились: Пажеский Е.И.В. корпус, Финляндский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище, 4 пехотных военных училища, 27 кадетских корпусов, Вольская военная школа и школа Императора Александра II. Кроме того, по учебной части главному управлению были подчинены 11 юнкерских училищ, 22 школы солдатских детей войск гвардии и Рождественская школа для солдатских детей в г. Ревеле. Особенно трепетно и с большой любовью Константин Константинович относился к воспитанникам кадетских корпусов.
В зале можно увидеть фотографии великого князя Константина Константиновича в том числе во время посещения различных кадетских корпусов.
Второй раздел экспозиции рассказывает о создании системы кадетского образования и воспитания в России с 1943 года по настоящее время.
21 августа 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», на основании которого началось формирование первых суворовских училищ. К этому времени завершилась Курская битва, немецко-фашистские захватчики отступали, а на освобожденных от немецкой оккупации территориях оказались тысячи осиротевших детей школьного и дошкольного возраста. С созданием суворовских училищ государство брало на себя заботу о судьбе детей, чьи отцы отдали свои жизни на полях сражений. С тех пор 21 августа отмечается как дата образования национальной суворовской военной школы.
В течение двух месяцев, с октября по ноябрь 1943 года, было сформировано девять суворовских училищ - Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Орловское, Калининское, Ставропольское. Вскоре для детей пограничников были созданы два суворовских военных училища – Ташкентское (1943) и Кутаисское (1943), а для детей моряков – Тбилисское (1943), Ленинградское (1944) и Рижское (1945) нахимовские военно-морские училища. В июне 1944 года принято решение об открытии еще шести училищ – Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского. В середине 1950-х годов были также образованы Минское и Ленинградское СВУ. В послевоенные годы суворовские училища пережили немало реорганизаций.
На экспозиции можно познакомиться с историей создания суворовских и нахимовских училищ, а также кадетских корпусов и Президентских кадетских училищ. В витринах экспонируются документы, форма одежды, учебное оружие, нагрудные знаки, знаки различия, знамена, фотографии, тиражированная графика и другие предметы.
Особый интерес вызывает форма одежды суворовца образца 1943 года и нахимовца образца 1945 г. 1 декабря 1943 года воспитанники надели новенькую суворовскую форму, многие с боевыми наградами, полученными за участие в Великой Отечественной войне, и приступили к занятиям. В залах представлена богатая коллекция формы одежды, начиная с 1940-х и до 2000-х гг. Ведь уважительное, бережное отношение к своей форме, к традициям Армии и своего учебного заведения до сих пор прививается и культивируется в каждом воспитаннике. Надо отметить, что в настоящее время в военных учебных заведениях кадетского типа учатся не только юноши, но и девушки. Поэтому неслучайно свое место на экспозиции нашли бальные платья, разработанные для Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» известным российским модельером В. Юдашкиным.
Привлекает внимание типологическая реконструкция учебного класса 1940-50-х гг. со школьной партой с откидными крышками, чернильницей-непроливайкой, перьевыми ручками, глобусом, доской и другими предметами. Центральная часть экспозиции отведена реконструированной сцене кадетского бала. В завершении осмотра можно познакомиться со славной традицией прощания со знаменем. На фоне баннера с изображением суворовца, прощающегося со знаменем, размещены исторические реконструкции знамен Ленинградского нахимовского военно-морского училища (1945 г.) и Ленинградского суворовского военного училища (1959 г.).
Сегодня кадетский корпус – это не просто учреждение среднего общего образования, с возможностью получения начального военного образования, это полноценная система патриотического образования и воспитания личности.