телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

31 октября (последний четверг месяца) и 4 ноября (понедельник) - музей ОТКРЫТ. 5, 6 и 7 ноября - музей закрыт.

История инженерных войск после 1917 г.

Более 2000 экспонатов, представленных в зале, наглядно освещают развитие отечественного военно-инженерного искусства после революционных событий 1917 г.

Открывается экспозиция стендом, материалы которого отражают участие во время Октябрьского вооруженного восстания 1-й саперной роты (командир — поручик П. А. Ермолаев) 6-го запасного саперного батальона в штурме Николаевского (ныне Московского) вокзала, охране Смольного и типографии газеты «Правда».

На стенде — фотографии делегатов II съезда Советов П. А. Ермолаева и рядового А. А. Игнатьева, председателя батальонного комитета унтер-офицера А. Д. Садовского. В витрине — личные вещи и награды участника Гражданской войны Д. Г. Чавдарова. Рядом установлен броневик, послуживший трибуной при выступлении В. И. Ленина 3 (16) апреля 1917 г. на площади у Финляндского вокзала.

13 ноября 1918 г. Реввоенсовет Республики утвердил единую организацию инженерных частей и подразделений, после чего началось формирование пяти понтонных, двух электротехнических батальонов, двух отдельных маскировочных рот и военно-инженерного полигона в г. Нахабино.

Костяком инженерных войск стал рядовой, унтер-офицерский и офицерский состав инженерных войск русской армии. Подготовка кадров осуществлялась в одиннадцати военно-учебных заведениях, в том числе и в Военно-инженерной академии в Ленинграде.

В экспозиции зала представлены фотографии видных ученых, военачальников, командиров военно-инженерного дела К. И. Величко, Д. М. Карбышева, Ф. И. Голенкина, К. А. Розе, П. А. Солодухина, Е. Г. Решина, П. Е. Хорошилова, Б. Н. Матова и других, поддержавших советскую власть и защищавших ее на фронтах Гражданской войны.

В витринах размещены образцы предметов инженерного обеспечения боевой деятельности войск: минно-взрывные средства (пироксилин, бикфордов шнур, подрывная машинка обр. 1913 г.), шанцевый инструмент; понтонно-переправочные средства: полупонтоны Томиловского, Бланшара, поплавок Полянского, плоты на бочках, бревнах и другие средства преодоления водных преград. Там же макеты полевой фортификации: пулеметный блокгауз и полукапонир, окоп для стрелкового отделения, участок траншеи, пулеметное «гнездо». Схемы и макеты Петроградского, Тульского, Самарского и других укрепленных районов (УРов) дают представление о том, как нужно было оборудовать их в инженерном отношении, чтобы сосредоточить силы и средства на отдельных участках в условиях, когда боевые действия велись не по всему фронту, а за отдельные города, мосты, поселки. Накопленный опыт создания таких оборонительных рубежей и плацдармов для наступательных операций был успешно использован в годы Великой Отечественной войны.

Военная реформа 1925 г. и принятие в 1930 г. «Системы инженерного вооружения» обеспечили перспективное развитие инженерных войск. Так, в 1932 г. на вооружение был принят тяжелый понтонный парк Н2П И. Г. Попова, состоящий из металлических полупонтонов открытого типа, позволяющих наводить наплавные мосты и паромы грузоподъемностью до 60 т. В экспозиции зала можно увидеть модели переправочных средств, поплавок комплекта труднозатопляемого имущества (ТЗИ) Н. А. Касымова. Для переправы пехоты и легкой артиллерии из таких элементов собирались плотики и пешеходные мостики грузоподъемностью до 1,4 т. На стенде помещена картина художника Б. Смирнова «Наводка наплавного моста из парка Н2П», в витрине — наставления, руководства и памятки различного назначения по военно-инженерному делу.

Важно отметить, что с 1932 по 1939 гг. энерговооруженность в инженерных войсках увеличилась в 20 раз. На подиумах расположены принятые на вооружение в 1930-е гг. образцы электрических и пневматических инструментов для работы по дереву, бетону, металлу, позволяющие увеличивать производительность работ при заготовке леса в 4–5, пиломатериалов — в 6–10 раз. Среди экспонатов есть и минно-подрывные средства предвоенного периода — мины замедленного действия (МЗД) и взрыватели к ним; химического действия (ВЗДХ), ртутные (ВЗДР), часовой замыкатель «будильник». Здесь же подрывные машинки ПМ-1 и ПМ-2, обеспечивающие срабатывание 50 и 100 электродетонаторов. Рядом противотанковые мины: Т-4 — Н. Н. Симонова, ТМ-35 — «мина Слюнина», ЕЗ-1 — фугас Егорова–Зелинского, противотранспортные, противогусеничные, антиклиренсные (для поражения днища) и др. Противопехотные мины представлены следующими образцами — дорожно-пехотный фугас, противолыжная мина и сделанные в войсках самодельные мины как натяжного, так и нажимного действий. В витрине расположены средства для осуществления взрывных работ и взрывных заграждений: шашки из тротила (тротил заменил более опасные в обращении динамит и пироксилин), детонирующие и бикфордовы шнуры, тлеющие фитили, запалы, стетоскоп, омметр, электродетонаторы и другие принадлежности.

Фотография, экспонируемая в зале, дает представление о первом советском миноискателе — индукционном зонде Б. Я. Кудымова. Зонд позволял обнаруживать мины с корпусами из магнитных металлов на глубине до 10 см. В экспозиции имеется 10 миноискателей различных образцов, один из них — ДИМ (дорожный индукционный миноискатель), сконструированный на базе машины ГАЗ-69.

Здесь же представлены специальный комбинезон из медной сетки обр. 1930 г. для разведки и преодоления электризуемых проволочных заграждений, зарядно-осветительная станция АЭС-1 — для освещения командных пунктов и зарядки аккумуляторов.

Рядом, в центре зала — предметы, входящие в комплект водолазной станции: помпа для подачи воздуха, шлем, подводный нож, боты и нагрудники водолаза для инженерных работ под водой. Выставлены в экспозиции и первые средства механизации дорожных работ — модели экскаватора «Комсомолец» и среднего грейдера, а также средств полевого водоснабжения (разведка воды, ее очистка и хранение) — ячеисто-ленточный водоподъемник (ЯЛВ), обеспечивающий подъем воды с глубины до 30 м производительностью 120 литров в минуту.

Инженерные войска в межвоенный период (1921–1939) внесли весомый вклад в народное хозяйство, принимая участие в строительстве важнейших объектов страны, обеспечении ее безопасности. Газета «За мир и труд», помещенная в экспозиции, сообщает о том, что саперами 9-го стрелкового корпуса с помощью синхронных взрывов 7 апреля 1931 г. был потушен почти год бушевавший пожар на Майкопских нефтяных скважинах. За мужество и отвагу пять военнослужащих одними из первых в Красной армии были награждены высшей наградой — орденом Ленина. Трое из них впоследствии стали генералами инженерных войск (К. С. Калугин, В. А. Копылов, Н. И. Евсиков). На помещенной на стенде фотографии запечатлен 20-й отдельный саперный батальон, который в 1929 г. строил автомобильную дорогу через горы Таджикистана к р. Вахш (к будущей Нурекской ГЭС). Здесь же фотографии военных инженеров — проектировщиков и строителей метрополитена в Москве, высоководных мостов через Днепр и Волгу.

В зале экспонируются фотопортреты лейтенанта В. М. Виневитина и сержанта В. С. Ракова, которые первыми среди саперов были удостоены звания Героя Советского Союза за проявленное мужество в бою за высоту Заозерную во время конфликта с Японией в районе озера Хасан в 1939 г. Не остались забытыми и привлеченные в том же году для инженерного обеспечения боевых действий войск на р. Халхин-Гол саперные, понтонные, гидротехнические части, подразделения водоснабжения и маскировки. Тогда же было наведено 12 наплавных мостов, отрыто 57 артезианских колодцев.

На отдельном стенде отражено инженерное обеспечение боевых действий во время войны с Финляндией (ноябрь 1939 — март 1940). Преодоление прочной обороны «линии Маннергейма» осуществлялось в условиях суровой зимы. Штурм огневых сооружений сопровождался особенными трудностями. Оборона противника состояла из 94 дотов и 805 дзотов, растянутых по фронту на 120 км. По фотографиям можно проследить последовательность подрыва одного из дотов со стенами толщиной 3 м.

В начальный период Великой Отечественной войны инженерным войскам приходилось строить оборонительные рубежи, устанавливать инженерные заграждения. На стендах — схемы оборонительных линий Москвы, Ленинграда, Одессы, Киева, Сталинграда, Севастополя, Курска и других городов-героев. Тут же представлены макеты четырех разновидностей противотанковых заграждений на танкоопасных направлениях, фотографии командиров и воинов-саперов, осуществлявших подрывы мостов и важных объектов.

В витрине — фрагменты оружия защитников Брестской крепости 33-го инженерного полка. Рядом на стенде — фотография Героя Советского Союза младшего лейтенанта С. Г. Байкова. У поселка Корытово Псковской обл. он взорвал железнодорожный мост через р. Великую вместе с танками противника. Здесь же в витрине — документы и фотография полковника М. С. Овчинникова. Отряд заграждений под его командованием на подступах к столице взорвал 32 моста на грунтовых дорогах и 3 железнодорожных моста. В зале представлены документы, награды и личные вещи автора книги «Город-фронт» начальника инженерных войск Ленинградского фронта генерал-майора Б. В. Бычевского, командира 106-го инженерно-саперного батальона И. И. Соломахина. Помимо этого экспонируются награды 15 участников войны и сведения о 109 Героях Советского Союза.

На представленных в зале схемах, рельефных картах, макетах, фотографиях и фронтовых рисунках показаны различные виды инженерных заграждений и способы маскировки. Примером могут служить макет нефтебазы, напоминающий поселок; огневые «точки» и наблюдательные пункты, замаскированные под заброшенные дома, командный пункт — под дачные домики. Здесь же представлены макеты Лужского рубежа обороны, командного пункта «Нева» в районе Шувалово — Озерки, электрифицированный макет опорного пункта у Фрунзенского универмага (последний представляет собой пример инженерного обеспечения на случай уличных боев в Ленинграде).

Особая страница в истории блокады Ленинграда — «Дорога жизни» — трасса по льду Ладоги. По ней автомобильным транспортом в течение зимы 1941/42 г. было переправлено в осажденный город 360 000 т грузов, эвакуировано 550 тыс. ленинградцев и 350 тыс. раненых. В экспозиции показан стенд с картой «Дорога жизни». В витринах зала помещены образцы мин ПМД-6 и ТМД-Б, изготовленных в Ленинграде во время 900-дневной блокады. Здесь же можно ознакомиться с минами ПОМЗ-2 и минами, которые использовались для заграждения артиллерийских позиций от вражеских танков.

Ни одно сражение в годы Великой Отечественной войны не проходило без активного участия воинов инженерных войск. Инженерное обеспечение битвы за Сталинград представлено в зале схемой оборонительных рубежей между Доном и Волгой, топографической картой заграждений, установленных 16-й инженерной бригадой специального назначения (командир — генерал-лейтенант М. Ф. Иоффе). О том, что бои велись за каждый дом, свидетельствует план инженерного оборудования «Дом Павлова». План был настолько продуман, что 18 саперов под командованием сержанта Я. Ф. Павлова 58 суток удерживали рубеж, не допустив выхода врага к Волге. Ведение подземно-минной войны, действия подвижных отрядов заграждения, а также штурмовых групп широко применялись саперами в битве на Волге. Ряд материалов отражает участие инженерных войск в контрнаступлении под Сталинградом. В витрине помещен комсомольский билет, принадлежавший командиру взвода минеров-разведчиков лейтенанту Н. Г. Михайлову. Он погиб в январе 1943 г., когда проделывал проходы в минных полях.

В зале экспонируется макет моста через Волгу у с. Татьянка, который понтонеры наводили под непрерывным огнем несколько раз, переправив в обе стороны за два месяца более 200 тыс. бойцов, 2300 т боеприпасов, 87 танков, 350 орудий. Всего понтонеры за время Сталинградской битвы построили 39 и отремонтировали 27 мостов.

Именно саперы 329-го инженерного батальона совместно с воинами мотострелковой дивизии пленили под Сталинградом командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала фон Паулюса.

Глубокоэшелонированная (от 15 до 150 км) оборона под Курском, состоящая из 8 полос (9 000 км траншей с ходами сообщений), отражена на карте-схеме. Рядом с ней — схема действий подвижных отрядов заграждения (ПОЗ) и фотографии отдельных боевых эпизодов исторической битвы. Победа под Курском — результат титанических усилий многих людей. Ими была создана система укреплений по всей глубине построения войск с учетом характера местности. Только на Центральном фронте устанавливалось на один километр 1 500 противотанковых мин и 1 700 противопехотных, без учета постановки мин подвижными отрядами заграждения.

На торцевой стене зала картина фронтового художника-понтонера П. Сипина «Форсирование Днепра войсками 8-й гвардейской армии в районе деревни Шевченково — Войсковое 23–24 сентября 1943 года». Здесь же макеты различных переправочных средств — от плотов до понтонно-мостовых и тяжелых понтонных парков, перевозимых на 163 машинах ЗИС-5. Боевую славу личного состава инженерных войск при форсировании Днепра характеризуют правительственные награды, среди которых 355 медалей «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Отдельный участок экспозиции занимают экспонаты, касающиеся инженерного обеспечения боевых действий партизан. Обращают на себя внимание широко применяемые в тылу врага мины-сюрпризы: булыжник, мина-антрацит, МЗД-3, «Малютка». На одной из фотографий запечатлен И. Г. Старинов, военный инженер, полковник, исполняющий обязанности заместителя главкома партизанского движения по диверсиям. Под его руководством были проведены операции «Концерт» и «Рельсовая война». В каждой из них участвовали более 100 тыс. партизан. И. Г. Старинов — автор книг о минной войне, изобретатель и создатель целого поколения управляемых мин, названных его именем. На стенде показана одна из них. В экспозиции представлены фотография и фотоаппарат «Кодак» командира 9-го отдельного гвардейского батальона минеров подполковника А. П. Галли. Батальон с 1942 по 1944 г. на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей пустил под откос 108 эшелонов, взорвал 47 мостов и подорвал 30 км рельсового пути.

Рядом демонстрируются макеты различных помещений, в которых немецкие саперы при отступлении устанавливали мины, тщательно их маскируя. В экспозиции размещена картина сапера-фронтовика художника В. Андреева «Будем учиться» — разминирование школы после освобождения от врага населенного пункта. Только в Ленинградской областей с момента снятия блокады до 1946 г. было обезврежено 36 млн взрывоопасных предметов. Разминирование могилы А. С. Пушкина
в Святогорском монастыре зафиксировано на одной из фотографий.

Действия инженерных войск при освобождении в 1944 г. Правобережной Украины и Крыма отражает картина художника А. Грицая «Мост через Сиваш». Мост был построен 12-й штурмовой инженерно-саперной бригадой (командир — полковник П. Г. Павлов, будущий генерал армии, министр обороны Народной Республики Болгарии П. П. Панчевский).

В зале помещены фотовиньетки с изображениями семи девушек — вожатых собак минно-розыскной службы, а также документы, макеты складских помещений, в которых с помощью собак были обнаружены хитроумные средства минирования при отступлении врага.

С помощью собак взрывоопасные предметы отыскивали в 5–6 раз быстрее, чем миноискателем. Например, в Ленинградской области собака по кличке Дик за период с 1944 по 1948 гг. обнаружила 1 200 таких предметов. В экспозиции на подиумах представлены чучела собак-минеров. В годы войны собак обучали также навыкам подрыва танков и железнодорожных составов противника. Животных снаряжали подрывными вьюками по 4,4 кг конструкции профессора П. П. Кобеко и командира 34-го инженерного батальона минно-розыскной службы полковника П. А. Заводчикова. В витрине зала расположены личные вещи полковника, его документы и книга «Пособие по собаководству», а рядом три скульптуры О. Таежной, рассказывающие о действиях минера с собакой.

По периметру зала размещены 14 боевых знамен инженерных частей и переходящее знамя «За высокие показатели в социалистическом соревновании по уборке урожая на целине в 1971 году». Одно из знамен принадлежало 2-му отдельному штурмовому инженерно-саперному батальону 1-й штурмовой комсомольской инженерно-саперной Смоленской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова бригады, принимавшей участие в освобождении Белоруссии.

При изгнании немецких войск с территории Восточной и Центральной Европы инженерным частям предстояло восстановление разрушенных мостов через реки. В зале экспонируются четыре макета мостов, восстановленных понтонерами. Мост Франца Иосифа (мост Свободы) через Дунай в Будапеште был восстановлен по проекту капитан-инженера Казарина за 20 дней. При восстановлении через Дунай моста у г. Дунафельдвар саперы весьма оригинально использовали его фермы длиной 500 м в качестве опор для установки деревянных конструкций. Мост был восстановлен за 12 дней. Во время Ясско-Кишиневской операции инженерными войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов было построено 182 наплавных и низководных моста.

На картине «Бригада на Одере» художника А. Галеркина, а также на других (всего16 полотен) показан героизм личного состава инженерных войск.

В Берлинской операции инженерные войска трех фронтов сумели обеспечить скрытное сосредоточение боевых сил на направлениях прорыва, форсирование с ходу р. Одер, Нейсе, Шпрее. Они участвовали в штурмовых действиях при овладении опорными пунктами.

Только для маскировки войск на 2-м Белорусском фронте было установлено 96 км вертикальных и 420 тыс. кв. м горизонтальных маскировочных сетей, использовано 179 т дымосмеси, устроено 540 проходов в минных полях, в которых было снято 72 тыс. мин. Переправочные средства состояли из 69 понтонных парков, 7 тыс. различных лодок, 101 катера. Они обеспечивали переправы войск 1-го Белорусского фронта. 23 инженерных батальона этого же фронта в боях за Берлин устроили 1 500 проломов в стенах и зданиях, 1 000 проходов в баррикадах и 47 раз разрушали подземные тоннели и коллекторы города (по ним осуществлялся маневр войск противника), уничтожили 159 гарнизонов врага.  На экспонирующихся фотографиях отражены отдельные эпизоды этой величайшей  битвы.

Завершающие страницы Второй мировой войны связаны с операциями по разгрому японской Квантунской армии, во время которого особое значение имели водоснабжение, инженерная разведка и маскировка. На фотографиях в зале видны развалины сооружения Хайларского укрепрайона, на один километр которого приходилось 4 пулеметных, 10 артиллерийских дотов, 3 дзота и 2 бронеколпака.

Отдельный раздел экспозиции посвящен Герою Советского Союза генерал-лейтенанту инженерных войск Д. М. Карбышеву. В витрине — рукописи его научных трудов, диапозитивы, скульптура-бюст «Д. М. Карбышев» работы Ю. Иванова. Там же макет изобретенного им взрывателя для противотанковой мины, часы и схема фашистских пересыльных концлагерей, в которых находился и погиб захваченный в плен ученый.

В разделе послевоенного периода представлены материалы, освещающие участие инженерных войск в восстановлении народного хозяйства, очистке территории от боеприпасов и мин, а также документы о борьбе со стихийными бедствиями. На одной из фотографий команда лейтенанта Быстрова разминирует дом на проспекте Кима в Ленинграде. В витрине — грамота Ленинградского исполкома П. И. Сучкову «За обезвреживание немецкой фугасной бомбы на проспекте Огородникова». Рядом, на подставке, неразорвавшаяся немецкая авиационная бомба массой 1 400 кг — одна из тысяч, сброшенных на город. Среди экспонатов зала представлены также мины государств, воевавших против СССР, — немецкие, японские, итальянские, венгерские и др. (всего 25 образцов).

До настоящего времени на территории России ежегодно обезвреживается около 100 тыс. боеприпасов минувшей войны. Ежегодно инженерные войска обслуживают более 500 объектов по защите от ледоходов и паводков, привлекаются для борьбы с пожарами, ликвидации последствий землетрясений.

Опыт Великой Отечественной войны и создание оружия массового поражения вызвали необходимость революционных изменений в технике инженерного вооружения. Инженерная машина разграждения (ИМР) была создана для устройства проходов в завалах и обеспечения безопасности в условиях высокой радиации. Модель ее есть в зале. Далее в экспозиции размещены модели плавающего гусеничного транспортера (ПТС-2), гусеничного минного заградителя (ГМЗ), устанавливающего 204 противотанковые мины в течение часа; модели техники инженерного вооружения — тяжелого и колейного механизированных мостов (ТММ, КММ), инженерного малого тросомета (ИТМ), а также макеты сооружений из листовой стали (наблюдательные и командные пункты, укрытия для людей и вооружения). Демонстрируются и образцы машин для дорожно-земляных работ (прокладывания колейных путей — БАТ-М, отрытия траншей — ПЗМ-1 и БТМ, укрытий под боевую технику и убежищ для личного состава — котлованная машина МДК-2).

Среди экспонатов послевоенного периода имеется значительное число предметов инженерной разведки — электронно-оптический перископ цветного видения и перископ большого увеличения (ПБУ), миноискатель на полупроводниках (ИМП), набор инструментов «Сумка минера», различные виды мин (противотанковые, осветительные, противопехотные), кумулятивные и специальные заряды, а также окопный заряд. Модели прицепных минных раскладчиков ПРМ-2, ПМР-3 и фотографии на стенде дают представление о том, как в сжатые сроки может быть решена проблема установки противотанковых мин в ходе боя. Для производства работ на грунте в морских и речных условиях на глубине до 20 м применялось инженерно-легководолазное снаряжение (СЛВИ). Здесь же в экспозиции — образцы якорных и противодесантных донных мин, предназначенных для минирования прибрежной зоны морей, рек и других водоемов.

На стенде — фотографии лауреатов Государственной премии полковника А. Ф. Кравцева, А. С. Золотова и других изобретателей средств инженерного вооружения.

На отдельном стенде отражены боевые заслуги воинов инженерных войск. В ходе войны инженерными войсками было установлено до 70 млн. мин, возведено 50 тыс. км тыловых оборонительных рубежей, 1,5 млн. фортификационных сооружений, 400 тыс. км войсковых путей, разминировано 765 тыс. кв. км территорий, на которых было обезврежено более 100 млн. взрывоопасных предметов, построено 11 тыс. мостов. Сто тысяч человек личного состава инженерных войск были награждены орденами и медалями, 200 инженерных частей преобразованы в гвардейские, 800 частей удостоены правительственных наград и почетных наименований. 659 человек награждены медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, а 312 — орденами Славы трех степеней.

Участие инженерных подразделений в боевых действиях на территории Афганистана (1979–1989) — еще одна страница военной истории. В витрине выставлены корпуса мин иностранного производства. Здесь же на стенде — фотографии Героя Советского Союза заместителя командира взвода старшего сержанта Н. П. Чепика, полковника Г. К. Лошкарева, награжденного орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» трех степеней.

В 2000 г. в зале была размещена переносная установка разминирования УР-83П, предназначенная для проделывания взрывным способом проходов в минных противотанковых полях. Заряд для подрыва массой более 800 кг доставляется к минному полю с помощью двух ракет на расстояние до 440 м. В экспозиции представлены личное оружие, телефонный аппарат, фуражка и шинель командующего Ленинградским военным округом генерал-полковника С. П. Селезнева, трагически погибшего в авиакатастрофе 19 декабря 1996 г.

По периметру зала в 11 шкафах хранятся 19 наименований образцов полевой, повседневной и парадной формы одежды. Здесь же знаки различия, фурнитура и награды рядовых, офицеров, генералов и маршалов инженерных войск.

С левой стороны зала размещены выполненные маслом портреты начальников инженерных войск Красной и Советской армий — А. Ф. Хренова, Л. З. Котляра, М. П. Воробьева, А. И. Прошлякова, В. К. Харченко и С. Х. Аганова. В центре зала между колоннами расположена галерея картин. Она представляет собой самостоятельную художественную композицию мастеров батальной живописи XIX в. Среди них две картины кисти А. Коцебу — «Сражение под Нарвой 19 ноября 1700 г.» и «Взятие крепости Кольберг 6 декабря 1761 г.». Первая из них была написана в 1845 г. для Военной галереи Зимнего дворца.  

Живописные полотна Я. Суходольского посвящены штурму Очакова (1788), крепости Карс (1828) и крепости Ахалцых (1828). Один из эпизодов Крымской войны представлен на картине В. Максутова «Сражение при Четати».

Картина Л. Лагорио повествует о славной странице истории русско-турецкой войны 1877-1878 гг. — 23-дневном «Баязетском сидении», когда русский гарнизон крепости Баязет в составе 1600 человек выдержал осаду 11-тысячной турецкой армии.

Важнейшим событиям этой войны посвящены полотна П. Верещагина «Бомбардирование города Рущук», П. Соколова «Переправа болгарских беженцев через Дунай», А. Кившенко «Штурм Ардагана», П. Ковалевского «Бой у деревни Ивано-Чифлик».

Участник походов русской армии в Среднюю Азию художник Н. Каразин изобразил переправу Туркестанского отряда под командованием генерала К. Кауфмана через Аму-Дарью в 1873 г.

Завершают экспозицию зала оборудованные в торцевой стене витрины с подарками от инженерных войск стран бывшего социалистического содружества и стран-участниц Варшавского договора. На фотографиях отражены совместные учения и оказание помощи советскими инженерными войсками другим государствам в ликвидации стихийных бедствий.