4 ноября в Российской Федерации отмечается День народного единства. Он был установлен в память о событиях начала ноября 1612 года, когда силы Второго земского ополчения полностью освободили Москву от польско-литовских захватчиков. Именно этой теме посвящено масштабное полотно художника Артема Шибаева, которое будет представлено широкой публике накануне праздника.
Артем Шибаев родился 20 февраля 1995 года в городе Рыбинске Ярославской области. В 2015 году окончил Ярославское художественное училище, после службы в армии поступил в Академию художеств им. И.Е. Репина, которую окончил в 2023 году. Картина «Освобождение Москвы Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского» стала его дипломной работой. Над ее созданием автор работал несколько лет, консультировался со специалистами в области истории, военного дела и вооружения. И, несмотря на то, что, по мнению художника, исторический сюжет является одним из самых сложных в живописи, именно он является для него самым интересным, так как есть возможность через композицию визуализировать то или иное событие и таким образом внести свой вклад в прославление величия нашей культуры и истории.
«Я восхищаюсь и горжусь подвигами нашего народа, и это мотивирует меня, зная, какой дух и сила воли были, есть и будут в нас» – говорит А. Шибаев.
Именно силу и дух русского народа ему удалось передать в своей дипломной работе. На полотне изображен эпизод накануне Московской битвы (или как ее еще называют Битвы на Девичьем поле), в которой народное ополчение сумело вырвать победу у превосходящих сил профессионального, умелого и чрезвычайно жестокого противника.
В июле 1612 года стало известно о выдвижении из Польши двенадцатитысячного отряда под командованием литовского гетмана Яна Ходкевича на помощь засевшему в Москве иностранному гарнизону. Чтобы, наконец, выбить оккупантов из русской столицы, было жизненно необходимо перехватить приближающееся войско, даже несмотря на его серьезный численный перевес.
На картине можно увидеть, как русские войска, «играя на опережение» пытаются занять выгодную для себя позицию под стенами Белого города и расположиться по валу, который господствовал над местностью.
«В своей работе я изобразил народ из разных сословий, объединившийся во имя единой цели – победы!» – сказал художник.
Казаки и стрельцы, дворяне и крестьяне, посадские люди из разных городов и служилые иноземцы – в самых разных одеяниях – от рубах до кафтанов. Разнообразно и их защитное вооружение – шлемы, мисюрки, шишаки и ерихонки, а в руках у них – боевые топоры, сабли, кинжалы, бердыши, ружья и берендейки с порохом, а также сохранившиеся с дедовских времен копья, колчаны со стрелами, шестоперы и перначи. Из тяжелого вооружения – пушки и пищали. Прообраз одной из них находится как раз на экспозиции музея. Это пищаль «Волк», отлитая русским мастером Яковом Дубиной. И хоть в реальности она была создана в 1684 году, пушки аналогичные этой широко использовались и в начале века. Ее ствол украшен литыми поясами из трав, на дульной части изображена волчья голова с раскрытой пастью, справа от нее отлито ее наименование: «Волк».
Пушечных дел мастера зачастую давали «имена» своим творениям. Такое трепетное отношение объясняется самим процессом изготовления стволов, который занимал до нескольких месяцев. Неудивительно, что многие орудия XVI–XVII вв. – настоящие шедевры бронзового литья. Их отличают богатство отделки и украшений, а также разнообразные художественные надписи. Это прекрасно передал А. Шибаев на своем полотне. А удостовериться в этом можно, взглянув на «оригинального» «Волка», который разместился в том же зале, где будет представлено полотно. Это грозное орудие, которое символизирует мощь нашего войска, является чуть ли не главным действующим лицом картины, ее композиционным узлом. Вокруг него сосредоточены основные силы ополченцев, один из которых словно Атлант взвалил на себя колоссальную ношу, пытаясь на своих плечах удержать ствол многотонной пушки, а остальные, действуя как единый организм, пытаются подтащить ее ближе к крепостной стене. Спрыгивая с телег, туда же устремляются и другие воины.
С высокого холма взирают на них руководители ополчения князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, осененные образами Спаса Нерукотворного и Архангела Михаила на стягах. Рядом с ними священник благословляет на подвиг русское воинство иконой Казанской Божией матери. Обретенный всего 30 лет назад и переданный Дмитрию Пожарскому в 1611 году именно этот образ стал символом Второго ополчения.
Несмотря на то, что картина «Освобождение Москвы Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского» принадлежит кисти молодого художника, она впечатляет своим размахом, смысловым наполнением и важностью тем, которые она затрагивает.
Презентация работы А. Шибаева состоится 1 ноября, и это весьма символично.
В этот день по новому стилю (22 октября – по старому) в 1612 году русские войска взяли приступом московский Китай-город, а 1 ноября по старому стилю (11 ноября – по новому) уже состоялся крестный ход в честь окончательного освобождения Москвы от интервентов. Несколькими днями ранее архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После этого под звон колоколов победители со знамёнами и хоругвями в сопровождении народа вступили в Кремль.
Весьма отрадно, что автор принял решение передать свое монументальное произведение в дар Артиллерийскому музею. И это особенно важно, т.к. до сегодняшнего дня в его собрании не было живописных и графических работ, посвященных теме Смутного времени. Теперь оно нашло достойное место на постоянной экспозиции музея.
К слову сказать, рядом с картиной можно увидеть витрины, где представлены различные образцы холодного, защитного и огнестрельного оружия, подобные тем, что были на вооружении у войска Минина и Пожарского.