телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

31 октября (последний четверг месяца) и 4 ноября (понедельник) - музей ОТКРЫТ. 5, 6 и 7 ноября - музей закрыт.

История музея

"Для памяти на вечную славу"

"Великий государь по имянному своему указу сего мортира переливать не указал 1703 году". Эта надпись высечена на бронзовой мортире, отлитой в 1605 г. мастером Андреем Чоховым с пушечным литцом (то есть литейщиком) Проней Федоровым. А само орудие стало первым экспонатом богатейшей в мире коллекции памятников военной истории, хранящейся ныне в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).

Днем его рождения считается 29 августа (по новому стилю) 1703 г., когда на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен специальный цейхгауз для хранения древних артиллерийских орудий. Вначале это было небольшое деревянное здание, затем — кирпичное. Туда доставлялись на хранение «для памяти на вечную славу» отечественные и трофейные артиллерийские орудия, представляющие историческую ценность. Заведовать цейхгаузом был назначен майор артиллерии С. Л. Бухвостов — легендарный «первый российский солдат» «потешных» войск юного Петра, зачисленный в 1687 г. в Преображенский полк.

Открытию цейхгауза предшествовал сбор во всей Российской империи ценных экспонатов — «достопамятных» и «курьезных» орудий. Например, 6 декабря 1702 г. царь издал указ, адресованный гетману Украины И.С. Мазепе, в котором говорилось: «Во всех малороссийских городах масжеры (мортиры. — Авт.) и пушки медные и железные и всякие воинские сенжаки (знаки. — Авт.) осмотреть, описание и расписки прислать». Подобные указы были разосланы и другим воеводам. Так, во исполнение указа Петра I смоленский воевода П. С. Салтыков прислал 30 пушек и 7 мортир. Известно, что царь иногда лично осматривал старые орудия, подлежащие переливке, и наиболее ценные из них приказывал отправлять в цейхгауз. О том, какое значение придавал он этой коллекции, свидетельствует следующий факт. После поражения под Нарвой русская армия остро нуждалась в новой артиллерии. Для изготовления орудий пошло в переливку множество старых пушек, даже со звонниц церквей и монастырей снимались колокола. И все же некоторые образцы из коллекции цейхгауза, в том числе и мортиру 1605 г., царь решил сохранить для потомства как «достопамятные» предметы.

Пополнялись и коллекции цейхгауза. Так, в 1718 г. генерал-фельдцейхмейстер (главный начальник артиллерии) Я. В. Брюс приказывает артиллерийской канцелярии: «Которыя есть мортиры медныя до сорока лет оных брать (для переливки) не повелено...». В соответствии с этим указанием в 1719 г. взято в Преображенском и Семеновском полках 8 пушек и «за их службы» передано на вечное хранение.

В 1722–1723 гг. русские купцы Петр Барсуков (Борсуков) и Филимон Аникеев выменяли у шведов чоховский «Царь Ахиллес» (1617), привезли в столицу, выгрузили на Троицкой пристани, откуда комендант крепости полковник Бахмиотов (Бахниотов, Бахмеотов) доставил его для хранения с другими старинными орудиями в цейхгауз.

В 1723 г. стокгольмский купец Иоганн (Яган) Прим приобретает в Швеции и ввозит в Россию русскую пушку времен Ивана Грозного «Инрог». Артиллерийская канцелярия в распоряжении на поставку орудия в цейхгауз прямо указывает на его дальнейшее предназначение: «Оная пушка в артиллерию не требована и впредь не может быть действительна, но куплена оная только для одного курьезу и видя, что она русская старинная».

В 1725 г. по распоряжению артиллерийской канцелярии составляется опись всему собранному, упорядочиваются способы его хранения. Через пять лет отдается распоряжение о перевозе военных исторических памятников, имеющихся в других городах, в том числе и в Москве, в Петербург.

Значительный вклад в систематический и централизованный сбор и хранение всех «инверторских, курьёзных и достопамятных вещей» внёс глава артиллерийского ведомства генерал-фельдцейхмейстер граф П.И. Шувалов. В соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны Канцелярией Главной артиллерии и фортификации 28 июня 1756 г. было разослано приказание, которым предписывалось: указанные вещи собрать и сдать артиллерии подпоручику Меллеру, а ему по приёме поставить в покоях, находящихся в Литейном доме Санкт-Петербурга подобрав помещение и составив подробную опись. 14 ноября того же года последовало распоряжение о разборе и доставке достопамятных предметов и учреждений духовного ведомства – исполнителем был подпоручик Иван Кропотов, которому инструкцией предписывалось «находящиеся в разных местах латы, кольчуги, ружья и другие достопамятные вещи по разборе отправлять в Москву для хранения при артиллерии в нарочно на то утверждённом месте».

Вскоре, однако С-Петербургское отделение вобрало в себя все московские собрания.

Первый заведующий хранилищем достопамятных предметов подпоручик И.И. Меллер (впоследствии генерал-аншеф, главный член канцелярии артиллерии и фортификации с 1783 г. исполняющий обязанности генерал-фельдцейхмейстера) сыграл значительную роль в собрании, учёте и сосредоточении инверторских (новоизобретённых, опытных) и достопамятных орудий в Санкт-Петербурге.

В 1776 г. генерал-фельдцейхмейстер князь Г.Г. Орлов на свои средства построил «в пользу артиллерии» на Литейном проспекте трёхэтажное здание арсенала, в котором второй этаж выделялся для собрания достопамятностей, получивший название Достопамятный зал.

С этого времени собрание начинает быстро расти и к концу XVIII в. в нём насчитывалось до 6000 экспонатов. Подобной коллекции предметов вооружения в то время не было ни в одной стране мира. Но это было ведомственное собрание закрытого типа. Доступ в него был возможен в каждом конкретном случае только по специальному распоряжению.

С 1 июня 1808 г. Достопамятный зал открывается для всех желающих осмотреть его. Сделан был первый шаг на пути превращения хранилища в музей. В связи с этим начали составляться описания и путеводители, возросли требования к отбору памятников, начались реставрационные работы. В 1-й половине ХIХ в. собрание значительно пополнилось образцами русского и трофейного оружия времен Отечественной войны 1812 г., русско-турецкой (1828–1829) и русско-персидской (1826–1828) войн. Сюда же влилась «Образцовая коллекция ручного огнестрельного и белого оружия» (в том числе эталонные образцы для серийного производства, использовавшиеся в XVIII в.).

В 1817 г. было издано первое описание Достопамятного зала на русском и французском языках, составленное П. П. Свиньиным, а в 1832 г. полковник Главного артиллерийского управления Эрдман подготовил первый рукописный путеводитель. К 1860 г. собрание Достопамятного зала насчитывало более 10 тыс. предметов и было размещено в 19 залах и комнатах арсенала, построенного и подаренного артиллерийскому ведомству Г.Г.Орловым.

В процессе реформ государственного аппарата в 1864 г. здание это было решено передать в ведение министерства юстиции и разместить в нем окружной суд. Судьбу собрания исторических ценностей было предоставлено решать специально созданной комиссии, состоявшей из людей случайных и равнодушных к отечественной военной истории. Решение комиссии поставило Достопамятный зал на грань гибели. Предполагалось распределить музейные предметы по 17 учреждениям (вплоть до придворных конюшен и бутафорской части императорских театров), а многие экспонаты распродать или уничтожить. С 1865 по 1868 гг. несколько тысяч исторических памятников пролежали в не приспособленных ни для хранения, ни для осмотра помещениях.

О варварском обращении с реликвиями российской воинской славы и ценнейшими историческими памятниками стало известно императору Александру II, и только его энергичное вмешательство спасло собрание Достопамятного зала от окончательной утраты. По-настоящему музейная жизнь собрания началась с 1868 г,. когда часть здания арсенала Петропавловской крепости — Кронверка в нижнем и антресольном этажах восточного крыла — была отведена для размещения военно-исторических коллекций. Для тяжелых орудий выделили часть внутреннего двора.

Собрание сначала именовалось «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», затем — Артиллерийским музеем (АМ), а с 1903 г. — Артиллерийским историческим музеем (АИМ).

Огромную роль в судьбе музея сыграло его участие в Политехнической выставке, устроенной в Москве в 1872 г. к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Артиллерийский отдел выставки, в котором было представлено значительное количество музейных предметов, получился одним из самых богатых. Экспозиция давала систематическую и полную (для того времени) картину развития артиллерии в России с древнейших времен и вызвала восхищение императора и высших государственных и военных сановников. С этого времени Артиллерийский музей стал известен широким кругам русского общества, а по окончании выставки превратился в общепризнанное единственное всероссийского значения хранилище — музей памятников вооружения.

В 1872 г. заведующим музеем был назначен талантливый военный историк капитан Н.Е.Бранденбург (впоследствии генерал-лейтенант). Этот человек обладал неординарными способностями и фундаментальными познаниями во многих областях исторической науки. Он поставил перед собой задачу превратить музей в подлинно научное учреждение. Его стараниями были созданы специальные архивы и историческая библиотека, издан систематический каталог, что повысило научную значимость музея. Фонды пополнились большим количеством экспонатов.

В Артиллерийский музей поступили предметы из Брянского, Казанского и Киевского арсеналов, Тихвинского, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, Оружейной палаты, Новгородского земского музея, военно-учебных заведений, Петербургского и Московского археологических обществ, Археологической комиссии, Императорского Русского исторического общества. Музей впервые стал пополняться образцами современной боевой техники.

В 1873 г. АМ принял архив Главного артиллерийского управления (документы по истории артиллерии XVII — начала XIX вв.). В 1879 г. была основана научная библиотека. Велись научное описание и систематизация коллекций, были подготовлены и изданы каталоги.

Музей участвовал во Всемирной выставке в Вене (1873), Всемирной выставке в Париже (1900), в выставках «Исторические и современные костюмы» (1902), «Детский мир» (1904) и др. Он оказывал значительную помощь в создании других музеев (полковых, Суворовского, Войны 1812 г., Кавказского, музея Академии Генерального штаба).

В 1889 г. праздновали 500-летие русской артиллерии. Местом для этого торжества был выбран Санкт-Петербургский артиллерийский музей «как специальное замечательнейшее в своем роде древлехранилище артиллерийских памятников, начиная с XV в., являющееся ближайшим представителем всей исторической жизни нашей артиллерии». Юбилей всколыхнул интерес к музею как верховных правителей России, руководителей артиллерийского и военного ведомств, так и всего русского общества. Практически не было ни одной мало-мальски заметной газеты, которая не откликнулась бы на это событие. Увеличился приток посетителей, для которых залы музея были открыты три дня в неделю, а для слушателей военных академий, юнкеров, кадет и нижних чинов — и в воскресенье. Библиотека и архив музея стали доступны для его работников ежедневно, кроме воскресенья. Ими пользовались офицеры полков и бригад — в первую очередь составлявшие истории артиллерийских частей, а также гражданские историки и исследователи.

В декабре 1903г. музей торжественно отметил свое 200-летие. Это событие широко освещалось многими периодическими изданиями того времени. Например, «Санкт-Петербургские ведомости» в номере от 22 декабря 1903 г. сообщали: «21 декабря под председательством генерала от артиллерии, члена военного совета, заслуженного профессора Н.А.Демьяненкова в помещении артиллерийского исторического музея состоялось торжественное собрание по случаю 200-летия со дня основания музея».

О том, что экспонатами музея интересовались не только в России, свидетельствует следующий пример. По словам Н.Е. Бранденбурга, известный германский заводчик Крупп, посетивший в начале 80-х годов XIX века музей, оставался более часа у ½ грив. парадной пушки (1661-1673 гг.), ствол которой запирался с казённой части горизонтальным клином при помощи рукоятки. Удивляясь предвосхищению ещё в XVII веке мысли о клиновой системе пушечного затвора, принятой в орудиях его завода.

К началу ХХ в. Артиллерийский исторический музей становится крупнейшим музеем русской армии, в котором сосредоточились военные и художественные ценности, связанные с историей всех родов сухопутных войск России. В марте 1912 г. Государственная дума утвердила штат музея. АИМ, оставаясь в ведении Главного артиллерийского управления, стал самостоятельным учреждением, увеличилось финансирование, были расширены музейные площади. К концу 1912г. музей имел 5 отделов: русских памятников (военно-исторических), русских общеисторических памятников, иностранный (в основном трофеи), доисторический (материалы раскопок Н.Е.Бранденбурга), новый (модели, знамена, приборы и др.).

В 1911г . Артиллерийский исторический музей предполагалось преобразовать в Российский военно-исторический музей, однако из-за отсутствия денег Государственная дума не поддержала этот проект. В 1914 г. возник новый проект о передаче всего Кронверка — острова и здания — министерству финансов для устройства в нем Монетного двора и перемещении Артиллерийского исторического музея в Петропавловскую крепость в здание старого Монетного двора. Однако из-за начала Первой мировой войны он не был реализован. Во время войны музей оставался открыт для посетителей до августа 1917 г. Пополнение фондов шло за счет трофеев, знамен расформированных частей, образцов вооружения и снаряжения действующей армии.

Налаженный ритм работы музея окончательно сломала февральская революция 1917 г. Немцы рвались к Петрограду, и Временное правительство распорядилось о срочной эвакуации ценностей в глубь страны. В список для эвакуации включен был и АИМ. Одна из причин — бронза, из которой были изготовлены старые орудия. Она являлась стратегическим металлом, в котором Германия испытывала острую нужду. Местом временного размещения музея выбрали Ярославль. 25 сентября 1917 г. три баржи, груженные самыми ценными орудиями и другими экспонатами, а также архивом, были отправлены из Петрограда в сопровождении прапорщика Курышева и трех канониров 1-й тяжелой артиллерийской бригады. Они оказались людьми государственными, самоотверженно хранившими достояние державы до окончания всех военных и революционных катаклизмов. Всего было эвакуировано около 75 % музейных фондов, включавших в то время более 70 тыс. предметов и 200 тыс. архивных дел.

Революция и Гражданская война нанесли большой ущерб музею. Так, в июле 1918 г. в Ярославле вспыхнул мятеж против советской власти под предводительством полковника Пехтурова. Район Спасского монастыря, где хранилось музейное имущество, стал полем сражения. В результате в возникшем пожаре сгорели полностью 55 ящиков со знаменами и оружием: всего около 2000 знамен (в том числе ценные стрелецкие), все трофеи, собранные в ходе Первой мировой войны, 300 экземпляров старинного огнестрельного и холодного оружия. На баржах были повреждены 54 ценных орудия, погиб в воде архив 2-й половины ХVIII столетия и частично — 1-й половины ХIХ-го. А затем огромный ущерб музею нанес страшный ураган, пронесшийся над Ленинградом в ночь с 23 на 24 сентября 1924 г. и вызвавший грандиозное наводнение, затопившее часть территории Кронверка. Но самый неожиданный результат этого наводнения — решение производившей осмотр имущества музея комиссии из представителей Академии материальной культуры и военной секции Ленинградского отделения Главнауки с участием представителей Эрмитажа. Эта комиссия признала необходимым передать доисторический отдел АИМ, состоявший в основном из коллекции Н. Е. Бранденбурга, собранной им во время раскопок, а также стрелецкие знамена и другие наиболее редкие и ценные предметы в Эрмитаж и другие музеи.

И все же главная задача, стоявшая в смутное время перед «хранителями вечности» — спасти, что имели, — была выполнена. Богатства удалось не только в основном сохранить, но и приумножить. Благодаря их стараниям в АИМ были переданы наиболее ценные предметы из 27 музеев прославленных полков русской армии (Преображенского, Семеновского, Измайловского и др.), а также фонды Военного историко-бытового музея. Позднее в музей поступили реликвии Гражданской и советско-финляндской войн.

Новое поколение музейных работников продолжило дело своих предшественников в грозные годы Великой Отечественной войны.

В неимоверно тяжелых условиях блокады Ленинграда им удалось сберечь для потомков бесценные реликвии музея, свести к минимуму потери от бомбежек и обстрелов. Более того, фонды музея в годы войны активно пополнялись советской и трофейной боевой техникой с полей сражений. И поистине героические усилия приложили сотрудники АИМ для его восстановления в послевоенные годы.

В это время произошли важные организационные изменения: приказом министра Вооруженных сил СССР от 21 ноября 1946 г. АИМ был выведен из подчинения Артиллерийскому комитету Главного артиллерийского управления и передан в систему Академии артиллерийских наук (ААН). 24 ноября того же года в музее была открыта выставка реликвий Великой Отечественной войны. Посетив ее, президент Академии артиллерийских наук, действительный член АН СССР генерал-лейтенант А.А. Благонравов очень тепло отозвался о деятельности Артиллерийского исторического музея, отметив, что большое внимание к экспозициям музея со стороны военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной войны и всех граждан СССР — награда за самоотверженный труд работников АИМ по сохранению всего богатства музейных ценностей во время войны, приумножению исторических памятников за счет собранных на фронтах реликвий, раритетов и трофеев, восстановлению экспозиций после возвращения из эвакуации и созданию новых уникальных экспозиционных комплексов.

Положительным следствием перевода АИМ в состав Академии артиллерийских наук стало принятие нового штата и нового Положения о музее, благодаря чему была получена возможность более автономно решать вопросы научно-экспозиционной и научно-исследовательской работ, поднимать сложные научные и научно-практические проблемы. Началось более глубокое изучение фондов музея в целях составления и издания специальных каталогов, научной обработки музейных предметов, их систематизации и всестороннего описания. Исследовались вопросы хранения экспонатов в целях определения оптимальных для этого условий. При систематизации выявлялась необходимость пополнения фондов и целесообразные варианты экспонирования. Активно стали включаться в научный оборот документы архива и исторических фондов музея. Возродилась целенаправленная издательская деятельность. Большой объем научно-исследовательских работ проводился по заданию Академии артиллерийских наук. Так, с 1948 г. ААН приступила к изданию многотомного труда по истории отечественной артиллерии, и разработка ряда тем была поручена сотрудникам АИМ.

Вместе с тем при включении в систему ААН профиль музея был определен как чисто артиллерийский. В связи с этим музей лишился значительного количества ценных исторических экспонатов. Так, в соответствии с обоснованием ААН министр Вооруженных сил СССР санкционировал передачу в Эрмитаж знаменного собрания и Главному интендантскому управлению — всего имущества бывшего Интендантского музея. Вслед за тем в другие организации из фондов музея было передано собрание портретов и бюстов, изображавших лиц дома Романовых, большое количество предметов, относящихся к военной медицине и санитарии, бывшая императорская коллекция предметов обмундирования и снаряжения, головных уборов, графики, три тысячи предметов Суворовского собрания, коллекция предметов религиозного культа и др.

С расформированием ААН в 1953 г. Артиллерийский исторический музей снова приобретает значение общегосударственного военно-исторического культурно-просветительного учреждения. В течение всех послевоенных десятилетий непрерывно совершенствуется экспозиция. При содействии Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ), в подчинении которого находится музей, регулярно поступают образцы современной боевой техники.

В 1963 г. Артиллерийский исторический музей принял фонды Центрального исторического военно-инженерного музея. Инженеры пришли к артиллеристам с богатейшими фондами, которые накапливались и обрабатывались более 150 лет. Особую научную и художественную ценность представляют макеты, демонстрирующие расположение и действия войск в важнейших боевых операциях Северной войны 1700–1721 гг., Отечественной войны 1812 г., русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и др.

В 1965 г. в состав Артиллерийского исторического музея вошел Военный музей связи. Среди ценнейших экспонатов экспозиции, посвященных истории развития военной связи, — первый в мире электромагнитный телеграфный аппарат, изобретенный русским ученым П. Л. Шиллингом в 1832 г., и первый в мире радиоприемник, продемонстрированный А. С. Поповым в 1895 г., а также буквопечатающий телеграфный аппарат Бодо, по которому передавался акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии в 1945 г. Музей стал именоваться Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).

В 1991 г. ВИМАИВиВС принял экспонаты мемориального Дома-музея М. И. Кутузова из польского города Болеславца (Бунцлау). Они получили вторую жизнь в Кутузовском зале. Центральным звеном экспозиции является реконструированная комната, где провел свои последние дни великий русский полководец. В ней находятся принадлежавшие ему предметы и подарки прусского короля Фридриха Вильгельма III.

В настоящее время ВИМАИВиВС — один из самых крупных военно-исторических музеев мира, обладающий обширными коллекциями артиллерийских орудий и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия, военно-инженерной техники, средств военной связи, боевых знамен, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивными документами, свидетельствующими об истории развития артиллерии русской армии, ратных подвигах защитников Отечества. Впечатляют живописная, графическая и скульптурная коллекции музея. Среди экспонатов художественные произведения, отражающие героическое прошлое России, портреты императоров, великих князей, прославленных полководцев, отличившихся солдат и офицеров. Залы музея украшают картины известных русских художников-баталистов Б. Виллевальде, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Шарлеманя, А. Сафонова, П. Ковалевского, Ф. Рубо, А. Попова, Н. Самокиша, М. Грекова.

Экспозиция музея размещена в 13 залах на площади более 17 тыс. кв. м. В настоящее время музейный фонд составляет 850 тыс. музейных предметов. Многие из них бесспорно являются памятниками науки, техники, искусства, составной частью культурного наследия России. Это, например, старейшие образцы русской артиллерии XIV–XVI вв. — устюженские железные пищали; первые датированные бронзовые орудия мастера Якова конца XV в.; отечественные нарезные орудия XVI–XVII вв. Бесценным вкладом в развитие отечественной технической мысли были изобретения конструкторов XIX — начала ХХ столетий А.П. Энгельгардта, Н.В. Маиевского, В.С. Баранов-ского, А.И.Плесцова, С.И.Мосина, В.Г.Федорова. В музее хранятся первые в мире динамореактивные системы Л.В.Курчевского 1920–1930-х гг., принцип которых был использован немцами и американцами лишь в 1940-х гг. Здесь собрана крупнейшая в мире коллекция холодного и стрелкового оружия, в том числе образцов оружия М.Т.Калашникова, многие из которых подарены музею лично выдающимся русским конструктором.

В числе раритетов музея — парадная литавренная колесница для вывоза артиллерийского знамени, пушечки потешных войск Петра I, военные награды императоров России, подарки полкам русской армии, художественно оформленные изделия из хрусталя и серебра, в том числе фирмы Фаберже, личное оружие Александра I, Николая II, атамана Платова, Наполеона Бонапарта, маршала И. Мюрата, русских и советских полководцев и военачальников.

Особый интерес посетителей вызывает внешняя экспозиция музея, открытая после реконструкции в ноябре 2002 г. Основная ее часть расположена во внутреннем дворе Кронверка на площади более двух гектаров. Ее формирование велось более полувека — с начала 50-х г. XX столетия, при активной помощи ГРАУ. Внешняя экспозиция составляет единый архитектурно-художественный ансамбль со зданием Кронверка. Она уникальна по своей полноте, исторической и научной ценностям. На открытых площадках размещено около 250 единиц артиллерийских орудий, ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи, в том числе отечественные и иностранные орудия — от древних до самых современных: самоходных, буксируемых и зенитных, предназначенных, в частности, и для стрельбы ядерными боеприпасами.

Создается филиал Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи — Музей истории кадетских корпусов России. Он расположен в историческом центре Санкт-Петербурга — в здании Мальтийской капеллы, построенном в 1800 г. выдающимся зодчим Джакомо Кваренги и входящем в комплекс зданий Воронцовского дворца, где размещался Пажеский Его Императорского Величества корпус. В экспозиции музея будет отражена история кадетских корпусов до 1917 г., кадетских корпусов русской эмиграции, военных спецшкол, подготовительных училищ, суворовских и нахимовских училищ советского периода, кадет-ских корпусов, создаваемых в настоящее время.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи расположен на территории Кронверка — памятного места петровского Санкт-Петербурга. Кронверк был изначально создан как элемент фортификационной системы Санкт-Петербургской крепости, а с середины XIX в. существовал и развивался как крупный самостоятельный элемент градостроительной среды города на Неве. К сожалению, историческая судьба Кронверка гораздо менее известна, чем история создания и развития Петропавловской крепости.

Кронверк (в переводе с немецкого — «укрепление в виде короны») был построен в 1705–1708 гг. как вспомогательное деревоземляное укрепление Санкт-Петербургской крепости со стороны суши.

Он должен был прикрывать крепость с севера во время возможного нападения шведов. Кронверк неоднократно перестраивался и укреплялся на протяжении всего XVIII в. Фортификационная история сооружения связана с именами Петра Великого, генерал-фельдцейхмейстеров графа Б.-Х. Миниха, принца Людвига Гессен-Гомбургского и графа П.И. Шувалова, инженера генерал-майора А.П.Ганнибала и многих других выдающихся военных и государственных деятелей.

К концу XVIII в. Кронверк утратил свое фортификационное значение. В 1796 г. на его территории был построен Артиллерийский парк, состоявший из дощатого сарая и двора, обнесенного палисадным забором, а также деревянный инженерный дом на каменном фундаменте. С 1797 г. по распоряжению императора Павла I в Кронверке начались восстановительные работы, был утвержден проект «возобновления старого Кронверка» и уже через два года укрепления были приведены «в должный вид». 9 января 1800 г. Кронверк посетил император Павел I. В 1801 г. началось сооружение каменной гауптвахты и порохового погреба. Для сообщения с Санкт-Петербургской крепостью через Кронверкский пролив был построен наплавной мост.

31 января 1805 г. указом императора Александра I Кронверк с наружными постройками, каменной кордегардией (помещение для стражи), артиллерийскими зданиями и каменным погребом был передан в ведение Партикулярной верфи, принадлежавшей министерству коммерции, с требованием содержать «оный в чистоте и производить все нужные исправления», не изменять фортификационный план и профиль строений. Все артиллерийское имущество было передано в Петропавловскую крепость, порох — в лабораторию, а строения «за гнилостью стен, крыш и полов» снесены.

В июне 1808 г. министерство коммерции открыло в Кронверке судостроительное и мореплавательное училище, куда принимали детей служащих Партикулярной верфи и пансионеров из купеческих детей. Бастионы Кронверка сдавали всем желающим под сенокос. В 1810 г. на территории гласиса (земляная пологая в сторону противника насыпь) разместились военно-сиротские отделения, переведенные из артиллерийского госпиталя.

Ранним утром 13 июля 1826 г. после совершения акта гражданской казни на территории Кронверка были повешены декабристы М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский, С. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель и К.Ф.Рылеев.

По предложению Императорской Академии наук, в 1829 г. на территории Кронверка планировалось построить магнетическую обсерваторию для наблюдения магнетических явлений в природе, однако ее строительство так и не было осуществлено.

В 1842 г. на территории гласиса был устроен городской «водяной курорт — заведение минеральных вод», в 1844 г. началась разбивка Александровского парка (в честь св. князя Александра Невского), который был открыт 30 августа 1845 г.

Решение о строительстве каменного Кронверка было принято в 1848 г. в связи с волной прокатившихся по Европе революций. Вместе с другими мерами по предотвращению распространения «революционной заразы» должны были способствовать крепости, возведенные в Киеве, Севастополе, Измаиле, Бобруйске, Динабурге, и в первую очередь в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

18 марта 1849 г. император Николай I утвердил проект каменного двух-этажного арсенала в Кронверке. Проект подписали военный министр А.И.Чернышев, инспектор по инженерной части инженер-генерал И.И.Ден, директор Инженерного департамента генерал-лейтенант А.И.Фельдман, начальник чертежной Инженерного департамента генерал-майор К.Ф.Постелье, заведующий работами инженер-полковник И.Ф.Иокиш, архитектор Инженерного департамента коллежский асессор П.И. Таманский.

В 1851 г. была окончена забутовка фундамента и выведен гранитный цоколь арсенала, а 21 августа 1851г., накануне 20-летнего юбилея официального восшествия на престол Николая I, состоялась его закладка.
В фундамент при этом заложили медную вызолоченную доску с надписью и по одной монете каждого достоинства того же года. Строительство велось из кирпича и путиловской плиты. К 1853 г. были возведены стены средней части здания, а в 1854 г. — левое крыло. По северному берегу Кронверкского пролива проложили набережную дорогу.

В конце 1853 г. Николай I посетил строительство и остался доволен величественным видом строящейся крепости, которую он приказал именовать «Новым арсеналом в Кронверке». Император объявил всем строителям высочайшую благодарность, а рабочим приказал выдать по 50 копеек серебром.

В связи с началом Крымской (Восточной) войны по приказу Николая I Санкт-Петербургская крепость и Кронверк были приведены в боевую готовность. Наблюдение за работами было поручено великому князю Николаю Николаевичу. В Кронверке разместили 41 пушку 24- и 18-фунтового калибра. По нижнему этажу арсенала были подготовлены помещения для солдат, исправлены пороховые погреба, валганги (верхняя часть крепостного вала) и брустверы, въезды на мосты прикрыты палисадами. На мостах, ведущих к воротам Кронверка, сделали раздвижные части. Для сообщения с Санкт-Петербургской крепостью был устроен деревянный неразводной мост. Вместе с тем работы по строительству самого арсенала не прекращались. В 1853–1855 гг. возведены новые ворота Кронверка. Строительство арсенала завершилось в ноябре 1860 г.

В плане и с внешней стороны здание имеет вид огромного подковообразного равелина с амбразурами и бойницами: окна-бойницы для двухъ-ярусной артиллерийской стрельбы и бойницы для оружейной стрельбы. Длина арсенала по оси равна 472 м, стены по наружному фасаду достигают толщины 1,8 м, по внутреннему — 1,3 м.

Внутренние помещения Кронверка были декорированы в дворцовом ложноготическом стиле. Внутренняя планировка и архитектурное оформление здания различны. Высокие, строгие по архитектуре залы 3-го этажа богато оформлены сложной штукатуркой и лепными деталями. Соединительные боксы в зоне лестничных клеток выделены художественными металлическими решетками. Верхний и нижний этажи образуют галереи, средний этаж является антресольным.

Над главным входом в здание укреплена чугунная доска с надписью: «Главным наблюдателем работ был генерал-адъютант Фельдман, а производителем полковник Иокиш». Под аркой восточного крыла арсенала изображен герб Российской империи, а на чугунных досках — годы строительства здания «1850–1860». Над соответствующей датой — бронзовые вензеля императоров Николая I и Александра II.

Главный вход в здание открывается художественно оформленным вестибюлем и аппарельной (с пандусом) лестницей, предназначавшейся для подъема орудий. Пандус из двух пологих лестниц, полукругом сходящихся на площадке перед входом третьего этажа, иногда называют «Золотой горкой». Название это появилось в связи с пышным убранством лестницы в дни празднования 500-летия русской артиллерии в ноябре 1889 г.

В процессе строительства, а также в связи с появлением нарезной артиллерии, развитием военного дела и новых форм ведения боя здание арсенала утратило свое фортификационное значение.

В декабре 1860 г. император Александр II с великими князьями Николаем Николаевичем и Михаилом Николаевичем посетил новое здание и приказал передать его Главному артиллерийскому управлению. В Новый арсенал с 6 января 1861 г. по льду Невы стали перевозить пушки, оружие и другое военное имущество. Функцию арсенала здание выполняло до 1941 г.

К концу 1861 г. были завершены работы по возведению стены, замыкавшей двор с юга, пристроенных к ней со стороны двора строений под мастерскую и провиантский склад. Вдоль стены провели углубление русла Кронверкского протока на 1,8 м ниже ординара, а перед главными воротами соорудили гранитную пристань с поворотным краном грузоподъемностью до 25 т. От наружных углов здания вдоль протока возведены были чугунные решетки с фонарями на столбах.

В 1862 г. вместо деревянного моста на плотах, соединявшего Санкт-Петербургскую крепость и Кронверк, началось строительство каменного 12-пролетного (с одним разводным пролетом) по проекту инженер-полковника Алексеевского. Мост соединял правый фас бастиона Анны Иоанновны с правым крылом Нового арсенала и был закрыт для свободного прохода. По мосту на территорию Кронверка доставлялось вооружение большой тяжести. Мост просуществовал до 1910-х гг.

В 1865 г. вокруг двора арсенала для перемещения пушек и другого вооружения был устроен железнодорожный путь (его фрагменты сохранились до настоящего времени).

Арсенал в Кронверке — уникальный памятник военной архитектуры середины XIX в. Благодаря большому количеству ворот и дверей на нижнем и верхнем этажах здания находившиеся в нем огромные запасы оружия можно было вывезти за 24 часа.

Как уже отмечалось выше, с 1868 г. часть здания в нижнем и антресольном этажах восточного крыла была отведена для размещения военно-исторических памятников, находившихся с середины XVIII в. в арсенале на Литейном проспекте.

С 2000 г. на территории Кронверка ведутся археологические иследования. Во время раскопок были обнаружены остатки землянок и братские погребения первых строителей и защитников Санкт-Петербурга. В нижних слоях, на территории, называвшейся в XV–XVI вв. Фоминым островом, располагалось несколько крупных селений новгородского и московского периодов развития Приневья. В XVII в., в шведский период, на острове размещались крупные дворянские усадьбы (мызы), а также несколько хуторов. Археологические раскопки последних лет позволяют говорить о реальной многовековой истории этой местности, начиная не только с Ниена и Ниеншанца, но с более раннего дошведского периода. Подобных археологических комплексов на территории Санкт-Петербурга до настоящего времени не было обнаружено.

За 300 лет своего существования Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи стал одним из крупнейших военно-исторических музеев мира, национальной гордостью России, подлинным храмом военной истории Отечества, «подразделением вечности» в составе Российских Вооруженных сил, как его порой справедливо называют. Двери музея гостеприимно распахнуты перед посетителями, которых ждет увлекательная встреча с военной историей России и других стран.

 

 

Император Петр Великий. Художник И. Белоусов. 1912 г.
Цейхгауз в Петропавловской крепости. Гравюра XVIII в
Заведующий Цейхгаузом майор С.Л. Бухвостов. Неизвестный художник. XIX в.
Основательница Достопамятного зала – императрица Елизавета Петровна. Гравюра XIX в.
Генерал-фельдцейхмейстер, граф П.И. Шувалов. Художник Л.П. Острова. 1947 г.
Генерал-фельдцейхмейстер, граф Г.Г. Орлов. Копия с картины Ф.С. Рокотова. Вторая половина XVIII в.
Арсенал на Литейном проспекте. Гравюра начала XIX в.
Император Николай I. Скульптура В. Газенбергера. 1850 г.
Вид на Кронверк Петропавловской крепости, где находится Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Император Александр II. Художник Н.А. Лавров. 1868 г.
Николай Ефимович Бранденбург (1839-1903). Гравюра конца XIX в.
Вид отдела древнерусского вооружения (до XVIII в.) на Политехнической выставке в Москве. Фотография 1872 г.
Каталог музея, подготовленный Н.Е. Бранденбургом
Каталог музея, подготовленный Н.Е. Бранденбургом
Эскиз средней части экспозиции Артиллерийского музея. Художник Е. Сабанов. 1872 г.
Император Александр III. Художник Н.Г. Шильдер. Конец XIX в.
Празднование 500-летия русской артиллерии на территории музея. Фотография 1889 г.
Музей в дни празднования 500-летия отечественной артиллерии
Медаль в честь 500-летия отечественной артиллерии
Посещение музея императором Александром III
Обложка книги Н.Е. Бранденбурга «500-летие Русской артиллерии. 1389-1889». Художник Сабанеев. 1889 г.
Вход в музей. Фотография 1912 г.
Заведующий Артиллерийским историческим музеем Д.П. Струков. Художник Е.Ю. Емельянов. 2015 г.
Путеводитель и каталог к выставке «Ломоносов и Елизаветинское время». 1912 г.
Путеводитель и каталог к выставке «Ломоносов и Елизаветинское время». 1912 г.
Экспозиция Нового отдела музея. Средняя галерея. Фотография 1912 г.
Зал русских памятников XVIII века. Фотография 1912 г.
Внутренний двор музея. Фотография 1912 г.
Сотрудники музея перевозят рижскую пушку «Маленькая кошечка» (1568 г.). Фотография 1920-х гг.
Экспозиция средневекового оружия в Артиллерийском историческом музее. Фотография 1930-х гг.
Полный рыцарский доспех на манекене лошади. Фотография 1930-х гг.
Экспозиционный зал музея. Фотография 1935 г.
Экспозиция, посвященная истории боеприпасов. Фотография 1930-1940-х гг.
Подготовка экспонатов к эвакуации в Новосибирск. Фотография 1941 г.
Территория музея во время Великой Отечественной войны. Фотография 1941-1945 гг.
Танкоремонтный завод в здании музея. Фотография 1942 г.
Один из залов музея в годы Великой Отечественной войны. Фотография 1941-1945 гг.
Старинные артиллерийские орудия в эвакуации в Новосибирске. Фотография 1942 г.
Ящики с музейными предметами в эвакуации в Новосибирске. Фотография 1942 г.
Сотрудники музея проводят занятия по материальной части стрелкового оружия. Фотография 1943 г.
Начальник Артиллерийского исторического музея Я.Ф. Куске. Фотография 1940-х гг.
Передвижная выставка трофеев, захваченных в боях с фашистскими захватчиками, созданная сотрудниками музея в вагоне Томской железной дороги. Фотография 1943 г.
Приказ Народного комиссара обороны о сборе памятников и реликвий Отечественной войны Артиллерийским историческим музеем. 1943 г.
Выставка «Героическое прошлое русского народа». Фотография 1942 г.
Выставка трофеев Великой Отечественной войны. Фотография 1943 г.
Ящики с музейными предметами, вернувшиеся из эвакуации в Новосибирск. Фотография 1945-1946 гг.
Сотрудники музея чистят и смазывают холодное оружие. Фотография конца 1940-х гг.
Артиллерийский исторический музей. Фотография 1950-х гг.
Образцы военной техники поступают в музей. Фотография 1980-х гг.
Вынос знамени всей российской артиллерии 1745 г. Фотография начала 1990-х гг.
Кутузовские реликвии в новом зале музея. Фотография 1990-х гг.
Интерьер главного вестибюля музея – «Золотой горки»
Старинные артиллерийские орудия и современные образцы вооружения на внешней экспозиции музея
Мемориальные артиллерийские орудия Великой Отечественной войны
Вид на музей с высоты птичьего полета
Празднование 300-летия музея. Приветственное слово начальника музея, полковника В.М. Крылова. Фотография 2003 г.
Великий российский оружейник М.Т. Калашников посещает музей. Фотография 2004 г.
Новая экспозиция «Оружие Западной Европы XV-XVII веков». Фотография 2009 г.
Директор музея В.М. Крылов показывает Министру обороны Российской Федерации, Герою России С. К. Шойгу первый экспонат музея – «Мортиру Самозванца» (1605 г.). Фотография 2014 г.