В год 300-летия заключения Ништадтского мира между Россией и Швецией и провозглашения Петра Великого Всероссийским императором музей представил в Калининграде выставку военных реликвий, рассказывающих о славных страницах отечественной военной истории.
Одним из самых знаковых экспонатов выставки являются кожаные краги для конного строя, которые были на Петре I во время Полтавского сражения 27 июня 1709 г. Именно в этой баталии решалась судьба России. После смерти Петра Великого его полтавский мундир хранился в Кунсткамере Санкт-Петербургской Академии наук. В 1827 г. по распоряжению императора Николая I он вместе с другими военными реликвиями был передан в Достопамятный зал, преобразованный затем в Артиллерийский музей. В XX веке мундир оказался в Государственном Эрмитаже, а краги остались в Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Посмертная бронзовая маска первого российского императора напоминает об учрежденных им полках русской регулярной армии. На внутренней стороне вензель Петра и надпись «Л.-гв. Кексгольмский полк Лифляндскому 1700–1710–1900». Оригиналом для преподнесенной Кексгольмским полком маски императора Петра Великого, вероятно, послужила посмертная маска первого императора, выполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1725 г., который, как известно, в день смерти императора был вызван во дворец для снятия гипсовых слепков с лица, рук и ног императора, а также для выполнения точных обмеров его тела.
Уникальными реликвиями являются ружье и пистолет работы тульских мастеров (1755 г.), принадлежавшие императрице Елизавете Петровне (1741–1762), которые были частью охотничьего гарнитура. Елизавета Петровна увлеклась охотой еще в молодости, под влиянием своего племянника Петра II. Длинный ряд охот, в которых «дщерь Петрова» принимала участие уже в качестве императрицы, начался в Москве, куда она переехала в 1742 г. для коронации. Английский резидент при русском дворе сообщал своему правительству: «Императрица чрезвычайно пристрастилась к охоте: министры редко находят случай докладывать ей серьезные дела». При Елизавете Петровне получил широкое распространение особый вид птичьей охоты – охота на тетеревов из шалашей, с чучелами, выставляемыми в качестве приманки. Охотничьи забавы, тем не менее, не помешали Елизавете триумфально победить Фридриха Великого в Семилетней войне и присоединить прусские земли к России.
Гренадерская шапка и патронная сумка солдата Голштинских войск русской армии (Полк Герцогини) — памятники короткого царствовании Петра III. Заметим, что Полк Герцогини был назван в честь супруги императора – Екатерины Алексеевны, будущей великой императрицы.
О славных победах русского оружия напоминает гусарская сабля конца XVIII века. Иоахим Мюрат, один из лучших маршалов Наполеона, начинавший свою карьеру в легкой кавалерии, говорил, что настоящий гусар никогда не доживает до тридцати пяти лет. И действительно, гусары отличались отвагой и доблестью. Недаром их подвиги и на ратном, и на дуэльном, и на любовном поприще были воспеты поэтами Золотого века.
Кивер нижних чинов гвардейского экипажа появился благодаря событиям, произошедшим на калининградской земле.
В 1807 году, во время свидания в Тильзите — точнее, на плоту посреди реки Неман, — Александр I увидел гвардейских матросов Наполеона… Царь был восхищён их формой и выправкой, да и гребли они лучше, чем русские лейб-казаки, вследствие чего император Франции оказался на плоту раньше нашего государя, ущемив тем самым самолюбие Александра. Российский государь повелел после этого учредить собственный Гвардейский экипаж.
Другая военная реликвия — лядунка с перевязью для офицеров роты Дворцовых гренадер, отсылает нас к временам николаевского царствования. Положение о роте дворцовых гренадер вменяло личному составу в обязанность содержание постоянных постов у памятников императорам и в «других местах по высшему назначению», дежурства в Зимнем дворце, Эрмитаже и всех дворцовых зданиях, выставление почётных караулов и постов при праздничных торжествах и церемониях с участием императора. Также гренадерам предписывалось присутствовать на панихидах «по усопшим Государям в дни Их кончины».
В подарок великому князю Михаилу Павловичу в день его 50-летия от Сестрорецкого оружейного завода была поднесена богато декорированная шпага. По воспоминаниям современников, генерал-фельдцейхмейстер Михаил Павлович сочетал в себе как строгость в соблюдении воинских форм, так и веселый нрав. «Великий князь был добрейший души человек; все его приближённые подтверждают это и отзываются о нём с глубокой преданностью, вследствие ежедневных и домашних с ним отношений.
Но таковым он вовсе не представлялся нам, фронтовым его подчиненным: он силился казаться зверем и достиг своей цели. Мы его боялись как огня, и старались избегать всякой уличной встречи с ним», — писал в своих воспоминаниях граф Дмитрий Бутурлин.
30 июля 1901 г. в Лейб-гвардии Павловском полку по случаю исполнившегося 25-летия со дня постановки в строй полка императора Николая Александровича состоялись торжества, на которых присутствовал и сам государь. Посещая солдатскую столовую, он изволил попробовать деревянной ложкой солдатскую пищу. С тех пор ложка со специальным серебряным шильдиком хранилась в музее полка.
Особое место в череде юбилейных празднеств в императорской армии занимала церемония прибивки полкового знамени, издавна являвшегося официальным символом и реликвией воинского подразделения. В связи с юбилеем полку могло быть пожаловано новое знамя. В XIX столетии в императорской армии возник ритуал, в ходе которого особым молоточком полотнище прибивалось к древку специальными знаменными гвоздями. Делали это по очереди несколько участников церемонии. Старший по чину (а нередко гостями и почетными участниками этого действа становились высокопоставленные лица и члены императорской фамилии) забивал верхний из наживленных гвоздей, затем молоток передавался следующему по старшинству, последний гвоздь забивал рядовой. Таким образом, знамя символически объединяло всех членов воинского коллектива – от генерала до рядового. Молоточек, которым забивались знаменные гвозди (зачастую он был сделан из серебра), становился полковой реликвией. Великолепной работы молоток для прибивания знамени лейб-гвардии Кексгольмского полка представлен на выставке.
Реликвией Великой войны, как в свое время называли Первую мировую, является барашковая шапка нижних чинов 5-го гусарского Александрийского Государыни Императрицы Александры Федоровны полка.
В 1916 году в полку Александрийских «чёрных гусар» в звании прапорщика воевал великий русский поэт и путешественник Николай Степанович Гумилёв.
Эти и многие другие уникальные предметы выставки рассказывают о славных страницах истории Отечества.