19 января в музее состоялось открытие нового экспозиционного комплекса, посвященного Л.В. Новикову
Леонид Васильевич Новиков (14/26.09. 1886 – 24. 05. 1971) - генерал-майор, профессор, участвовал в создании Военно-транспортной академии Красной армии. По праву считался одним из лучших лекторов по своему научному профилю. Его перу принадлежат около 150 научных трудов. Прокладывая знаменитую Дорогу жизни по льду Ладожского озера, специалисты основывались в своих расчетах на его публикации, описывающие методики строительства и использования военных дорог в зимнее время. Руководил эксплуатацией ледовой трассы его бывший слушатель Г.В. Монахов. В годы Великой Отечественной войны Леонид Васильевич несколько раз выезжал на фронт для консультирования по инженерному обеспечению боевых операций, в том числе взятия Берлина.
Л.В. Новиков в 1904 г. окончил Первый Московский Екатерины II кадетский корпус, в 1907 г. – Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге по первому разряду, в 1914 г. – Николаевскую инженерную академию. С началом Первой мировой войны Л.В. Новиков в составе лейб-гвардии Сапёрного батальона отбыл на фронт, принимал непосредственное участие в боевых операциях Гвардейского корпуса на Западном, Юго-Западном, Румынском фронтах.
Вернувшись в апреле 1918 г. в Петроград, уже в июне он добровольно поступает в ряды Красной Армии, будучи принят на должность репетитора кафедры фортификации в открытую в это время Военно-инженерную академию РККА. В 1920 г. успешно защитил диссертацию на звание военного преподавателя по теме: «Условия производства инженерных работ и их организация в войсковых районах при позиционной войне».
В дальнейшем занимался преподавательской, научно-исследовательской и административной деятельностью в созданной Военно-технической академии и Ленинградском институте путей сообщения. В 1932 г. Л.В. Новиков назначен заведующим кафедрой «Дорожное дело» Военно-транспортной академии, дислоцированной в Москве (с 1938 г. – в Ленинграде).
Учебные пособия Л.В. Новикова, публикации в военно-научных журналах явились ценным вкладом в дело подготовки военных инженеров. Его труды по проблемам использования снега и льда при строительстве и эксплуатации военных дорог в зимнее время были использованы при создании и поддержании знаменитой «Дороги жизни» по льду Ладожского озера.
Во время Великой Отечественной войны преподавал в эвакуированной в Кострому Военно-транспортной академии. По заданию командования Главного дорожного управления выезжал на разные участки фронтов для оказания помощи по транспортным вопросам при проведении боевых операций. В 1943 г. Леониду Васильевичу присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы.
В послевоенные годы Л.В.Новиков продолжал свою педагогическую и научную деятельность. В 1956г Военно-Транспортная Академия была соединена с Академией Тыла и Снабжения и получила название Военная Академия Тыла и Транспорта, в которой и продолжил службу Л.В. Новиков до выхода в отставку в 1959 г. Он по праву считался одним из лучших лекторов, мастером этого дела. Его перу принадлежат около 150 научных трудов, в том числе ряд учебников и учебных пособий для подготовки кадров военных инженеров.
Многогранная и плодотворная деятельность Леонида Васильевича Новикова отмечена пятнадцатью правительственными наградами, в том числе орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, орденом Красной Звезды и орденом Трудового Красного Знамени.
* * *
В основу нового экспозиционного комплекса легли личные вещи Л.В. Новикова, в том числе его форменная одежда, полевой планшет, наручные часы и перьевая ручка, документы, отражающие его деятельность в Военно-научном обществе СССР, а также фотографии из семейного архива Новиковых, в том числе сделанные лично Л.В. Новиковым по время Великой Отечественной войны.