телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

«Что се есть?... Петра Великого погребаем!»

Эта небольшая выставка призвана напомнить о скорбной дате русской истории первой четверти XVIII века.
 
В 2025 г. исполняется 300 лет  со дня смерти первого российского императора, царя-реформатора Петра Великого. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи бережно хранится помять о нем, не только как о великом государственном, политическом и военном деятеле, но и как основателе собрания музея.
 
Выставка познакомит посетителей с последними днями Петра I, расскажет о его кончине и заболеваниях, которые могли спровоцировать столь ранний его уход.  В год смерти Петру Великому было всего 52 года, но, тем не менее, его здоровье было совершенно расшатано, организм не выдержал той кипучей деятельности, которую царь-реформатор осуществлял на протяжении трех десятилетий.  Он скончался в Зимнем дворце 28 января  (8 февраля по н. с.) 1725 г. после нескольких дней тяжелых мучений.  В тот же день итальянский художник и скульптор Бартоломео Карло Растрелли, автор целого ряда изображений Петра I, был вызван во дворец для снятия гипсовых слепков с лица, рук и ног императора, а также для выполнения точных обмеров его тела. Со временем созданная им посмертная маска императора была широко растиражирована.
 
Одну из них можно будет увидеть на выставке.  Эта бронзовая маска была изготовлена в Варшаве на фабрике «BRACIA Łopieńscy» (Братья Лопеньские) в 1900 г.  На внутренней стороне маски изображен вензель Петра и дарственная надпись «Л.-гв. Кексгольмский полк Лифляндскому 1700–1710–1900».
 
Разные художники сумели запечатлеть императора на смертном одре.  В нескольких музейных собраниях имеются эти всем известные портреты, каждый из которых имеет свою историю.  И. Таннауэр создал свою работу с натуры, сразу после смерти императора в ночь на 28 января 1725 года, когда его тело еще находилось в маленькой «Канторке» на втором этаже Зимнего дворца, откуда 29 января было перенесено в «большую салу». Л. Каравак запечатлел покойного императора  по желанию его дочери Елизаветы Петровны в то время, когда его тело уже было перенесено в «большую салу» на парадную постель.  А любимый живописец Петра I, придворный портретист Иван Никитич Никитин,  был так опустошен утратой, что создал картину, которая отражает невероятное чувство скорби.  И это не случайно, ведь художник был хорошо знаком с императорской семьей, имел возможность общаться с государем, иногда сопровождал его в поездках. В то же время, эта одна из самых зрелых работ мастера передает не только боль утраты, но и величие почившего в Бозе монарха.
 
Посетители выставки смогут познакомиться с  гравюрами, посвященными кончине Петра Великого, из собрания Артиллерийского музея.
 
Описание смерти Петра Великого приводится в представленной на выставке книге И.И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников…» (1789 г.).  Удивительно, но до ее издания Иван Иванович Голиков занимался предпринимательской деятельностью и однажды даже был арестован по обвинению в беспошлинном ввозе в Россию французской водки.  Однако 7 августа 1782 г. по случаю открытия памятника Петру I был амнистирован.  По преданию, Голиков, стоя на коленях перед величественным и грозным монументом поклялся самому себе написать историю Петра Великого, что собственно и произошло.   И именно «Деяния Петра Великого…» стала той самой книгой, которая прославила Ивана Ивановича. 
 
К слову сказать,  среди экспонатов выставки есть и первое южнославянское произведение о Петре Великом – «Житие и славные дела государя императора Петра Великого, самодержца всероссийского» (1772), первое издание которого вышло еще в 1722 г.   Ее автор – сербский поэт, писатель и историк Захарие Орфелин (настоящая фамилия – Стефанович).
 
Отдельная тема выставки – церемония погребения императора.
 
Похороны Петра были беспрецедентны по масштабу. Ими занималась специально организованная Печальная комиссия. С 13 февраля набальзамированное тело государя было выставлено в траурно убранной Печальной зале (Castrum doloris) Зимнего дворца  площадью 200 метров, обтянутой изнутри черным сукном.
 
На императоре, лежавшем в гробу на высоком катафалке с пятью ступенями, обитыми бархатом и обложенными золотым галуном, была одежда ярко-пурпурного цвета с серебряным шитьем. Вокруг гроба была помещена государственная символика, регалии и ордена царя. В зале также стояли аллегорические скульптуры и пирамиды, символизирующие подвиги и достижения царя, а над шестью дверями, ведущими в залу, были помещены гербы русских городов.
 
Сама церемония похорон Петра Великого состоялась только 10 марта. Она была сложной и длинной.  Весь Петербург был убран в траур.  Пушки палили каждую минуту на протяжении всей церемонии.  Процессия шла от Зимнего дворца через лед Невы в Петропавловский собор.  Шествие открывал и закрывал конный эскорт. Тело государя сопровождали две символические фигуры рыцарей. Один из них в вызолоченных латах («радостный рыцарь») следовал верхом на коне, а другой, в черных латах («печальный рыцарь»), шел пешком.  Траурная колесница была запряжена 8 лошадьми в черных попонах.  Над гробом 10 штаб-офицеров несли богатый балдахин на литых серебряных древках с гербами.  За колесницей несли царские регалии.  За ними следовали императрица и другие официальные лица по старшинству (все в черном). Была сильная метель, но безутешная супруга шла за гробом мужа пешком.  
 
Прощание с императором состоялось в Петропавловском соборе. Надгробную речь произнес вице-президент Священного Синода архиепископ Феофан Прокопович. Тогда и прозвучали знаменитые его слова: «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне! Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!», послужившие названием выставки.  Однако тело императора захоронено в землю не было. Погребение состоялось лишь символически: горсть земли кинули на крышку гроба, так как усыпальница для императора не была еще готова, как и весь собор.
 
В одной из витрин демонстрируется указ графа Я.В. Брюса, который был назначен организатором похорон, об изготовлении на Пушечном дворе гвоздей для двух доспехов («печального» и «радостного» рыцарей) и рапорт в Главную артиллерию от 16 февраля 1725 г. о выдаче необходимых припасов для организации погребения императора Петра Великого.
 
Траурная церемония была подробнейшим образом расписана в специально выпущенном издании «Описание порядка, держанного при погребении блаженныя высокославныя и вечнодостоинеишия памяти всепресветлеишаго державнеишаго Петра Великаго императора и самодержца всероссийского…», которое можно увидеть на выставке.
 Дополняют предметный ряд медаль, отчеканенная в память о смерти императора Петра I, медаль на перевозку монолита под памятник Петру Великому, прославленный Александром Сергеевичем Пушкиным как «Медный всадник», жетон на открытие памятника в 1782 г. и другие юбилейные знаки и медали XIX-XX, посвященные Петру Великому.  Особый интерес представляет маленький медный жетон, также изготовленный в память о кончине Петра I и который в день его погребения раздавали простому народу.
 
Здесь же различные барельефы с  портретами императора – барельеф с изображением триумфа Петра в Полтавской баталии, барельефы с его портретом для триумфального столба в честь его побед и деяний, медали на 200-летие и 300-летие Петра Великого.
 
Выставка «Что се есть?... Петра Великого погребаем» будет открыта до середины апреля.