Названием выставки, которая открылась в музее в День памяти и скорби, послужили слова знаменитой песни под названием «Прощальная». Слова к ней были сочинены поэтом Борисом Ковыневым на музыку популярного вальса Ежи Петерсбурского «Синий платочек». Известно, что существует десятки вариантов текстов на этот мотив, как и то, что написанная в первые дни войны песня мгновенно распространилась по всей стране.
Первым неделям Великой Отечественной войны посвящены и фотографии, ставшие главными экспонатами новой выставки.
Среди них есть известные, хрестоматийные снимки, такие, как например, фотография Бориса Ярославцева, сделанная 29 июня 1941 года. Он смог передать страх и изумление детей, еще недавно мирно игравших где-то на окраине Кишинева, а теперь вынужденных прятаться в укрытии от бомбящих немецких самолетов. Хорошо известны, кадры, сделанные в первые часы войны. На них жители Ленинграда и Москвы слушают по громкоговорителю выступление В.Молотова о нападении Германии на Советский Союз. Рядом фотография, на которой Геббельс объявляет по радио о нападении на СССР. Военным фотографам удалось запечатлеть колонны марширующих немецких солдат, жителей прибалтийских городов и деревень, приветствующих солдат Вермахта, зверства Украинской народной милиции во время еврейских погромов во Львове, первые бомбардировки Ленинграда и Москвы, захваченных в плен жен и детей защитников Брестской крепости… Все эти снимки относят нас к тем страшным дням начала войны.
О подвиге и героизме повествуют фотографии, на которых можно увидеть проводы бойцов народного ополчения, отправку советских солдат и командиров на фронт, высадку красноармейцев из лодок на Северо-западном фронте, обучение ополченцев приемам штыковой атаки, медиков, оказывающих помощь в полевых условиях, первых немецких пленных, захваченных под Смоленском и т.д.
Многие снимки стали просто фото-фиксацией того, что происходило в самом начале войны, тогда, когда еще никто не знал, сколь кровопролитной и затяжной она окажется. Это не официальная хроника и поэтому хочется рассматривать отдельные фотографии вновь и вновь: рабочие Ленинградского станкостроительного завода им. Свердлова записываются добровольцами на фронт, новобранцы получают униформу на складе, стрижка волос у новобранцев в парикмахерской мобилизационного пункта, раздача противогазов детям на площади Маяковского в Москве, школьники Ленинграда идут в школу с букетами цветов 1 сентября 1941 года… за неделю до того, как город на Неве будет скован кольцом блокады…
В противоположность этому весьма постановочными выглядят фотографии солдат и офицеров Вермахта. С какой бравурностью они позируют с гербом Украинской ССР или возле самодельного указателя «Berlin – 1485 km, Petersburg - 70 km», который приделали к чучелу медведя, снабдив его бутылкой водки и нацепив на голову каску, или на привале во время операции «Барборосса», когда со смаком едят реквизированную у местного населения курицу…
Но наши солдаты, быстро подхватив песню о том, как «Киев бомбили и нам объявили…», лихо распевали по всем фронтам:
Помните, Гансы и Фрицы,
Скоро настанет тот час:
Мы вам начешем вшивый затылок,
Будете помнить вы нас.