телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

30 и 31 декабря, а также 1 и 7-10 января музей будет закрыт. Со 2 по 6 января музей ОТКРЫТ!

Судьбы ушедшей эпохи. Из семейного альбома генерала Михаила Батьянова

Выставка посвящена судьбе боевого генерала М.И. Батьянова (1835-1916) и его семьи. Михаил Иванович принял участие в четырех войнах: Крымской войне (1853-1855), Кавказской войне (1817-1864), Русско-турецкой войне (1877-1878), Русско-японской войне (1904-1905). За боевые заслуги он был награжден многими орденами и медалями.

 

К сожалению, имя генерала Батьянова не столь широко известно.  Он не был знаменитым полководцем, тем не менее, проявил себя как храбрый и заботливый командир, которого любили солдаты и офицеры. Именно благодаря таким как он, могли реализовать свой полководческий талант В.И.Истомин, А.И.Барятинский и М.Т.Лорис-Меликов.

           

В основу выставки легло  собрание фотографий генерала Батьянова и членов его семьи. В 2015 году они были переданы в дар Артиллерийскому музею его внучкой А.С. Басалаевой (Кульжинской) вместе с несколькими семейными реликвиями.

           

Благодаря поступившей коллекции появилась уникальная возможность напомнить биографию непосредственного участника событий военной истории России во второй половине XIX века и проследить судьбу его потомков после революции до начала XXI века.

 

В истории семьи генерала Батьянова отразилась судьба многих русских офицеров и их семей на разломе эпохи. Эта тема звучит особенно актуально в год 100-летия революционных событий 1917 года. Выставка дала возможность почувствовать разрушительную энергетику революции, растянувшуюся во времени, которая привела к страданию людей: рассеянию семьи, разрыву родственных связей, гибели некоторых её членов.

 

На выставке были представлены документы и фотографии, которые позволили рассказать о службе и частной жизни Михаила Ивановича Батьянова. Здесь можно было увидеть  портреты генерала, его жены и детей, многие из них - в сопровождении подробных аннотаций.

 

Снимок Батьянова, сделанный в военном лагере в Красном селе, фотографии семьи на пикнике в своем имении, портрет генерала в старости с женой за границей...  Рядом с фотографией одного из его сыновей, Бориса Михайловича Батьянова (он изображен в пажеской форме) авторы выставки оазместили памятную вещь - «Новый завет», подаренный ему в пажеском корпусе. Борис Михайлович скончался в Салониках в 1920 году.

 

Двое других детей генерала Батьянова, Мария Михайловна и Владимир Михайлович, были репрессированы в 1927 году. Впоследствии они были реабилитированы, о чем свидетельствуют справки об их реабилитации. Они ткже были представлены на выставке.

 

Еще одна дочь Михаила Ивановича Батьянова – Вера Михайловна вышла замуж известного железнодорожника Сергея Николаевича Кульжинского.  Их семья также претерпела репрессии,  пережила блокаду Ленинграда.

 

Среди экспонатов выставки особую ценность представили реликвии, бережно сохраненные благодаря ее стараниям.  Среди них – записка Григория Распутина с текстом: «Дорогой прострой еще одну» (имеется в виду – «пристрой»). Она была предназначена для мужа В.М. Кульжинской – Сергея Николаевича. Видимо, Г. Распутин, к которому часто обращались с просьбами, знал С.Н. Кульжинского, а также его родственников со стороны жены – М.И. Батьянова с сыном Николаем, которые  служили по ведомству учреждений императрицы Марии,  в чьем подчинении были учебные и благотворительные заведения.  По семейной легенде таких записок в семье было около тридцати, но «в трудные годы с ними пришлось расстаться».

 

Также среди мемориальных предметов - походный сундук, с которым генерал Батьянов уехал на Русско-японскую войну.

 

Выставка была дополнена материалами из собрания Артиллерийского музея,  ранее принадлежавшими дореволюционным войсковым музеям, а также книгами с биографическими справками на боевого генерала, ранее известного, но незаслуженно забытого после революции.