ПРЕСС-РЕЛИЗ ВЫСТАВКИ
В Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи прошла самая полная и разносторонняя из когда-либо созданных передвижных выставок о Леонардо да Винчи.
Появление выставки стало результатом совместной работы итальянской ассоциации «Антропос» (Anthropos Association of Italy) и компании «Гранд Экзибишнс». Выставка была представлена в рамках программы «Год Италии в России и России в Италии», при содействии Министерства культуры Российской Федерации. Российский организатор выставки - агентство Оne-go-Еvents в партнерстве с Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи и агентством GlobusEventi.
Выставка «Гений да Винчи» продемонстрировала весь диапазон невероятной одаренности Леонардо да Винчи как изобретателя, художника, анатома, скульптора, инженера, музыканта и архитектора. На ее создание было затрачено более 10-ти лет, в результате чего, в натуральную величину, можно было увидеть большое количество изобретенных им механизмов, выполненных согласно личным дневникам (записным книжкам – Codici) да Винчи, а также репродукции его наиболее известных картин, периода Ренессанса, включая «Мону Лизу», «Мадонну в скалах» и «Благовещение», «Дама с горностаем» поразительные анатомические зарисовки, наброски к «Битве при Ангьяри» и трехмерное интерактивное исполнение «Тайной вечери», «Витрувианского человека» искульптуры «Лошади Сфорца», которые дают возможность совсем по-иному воспринять эти знаменитые работы.
Одним из наиболее запоминающихся стал раздел из Парижа «Секреты Моны Лизы», представляющий работу французского инженера Паскаля Коте (Pascal Cotte). Увлечение всей жизни - изучение картины «Мона Лиза» и вопросов ее консервации - привело его к изобретению передовой 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры, использующей запатентованную инфракрасную технологию и интенсивное освещение для сканирования картины и виртуального снятия одного за другим слоев наложенного за века лака. С помощью этой фотокамеры Коте удалось раскрыть, как выглядела только что законченная «Мона Лиза», а также увидеть записанные элементы, реставрацию и попытки консервации полотна – вплоть до идентификации отдельных использованных да Винчи пигментов. Коте получил беспрецедентный доступ к Моне Лизе благодаря сотрудничеству Министерства культуры Франции и Лувра и сфотографировал «неприкрытую» картину, чтобы затем провести научное изучение собранного материала. Все его удивительные открытия представлены в виде галерейной выставки на многократно увеличенных фотографиях с высоким разрешением, самая крупная из которых – гигантское изображение Моны Лизы размером 4,26 м х 3,05 м.
«Выставка создавалась с целью воздать должное великим работам Леонардо да Винчи и собрать их все в одном месте, чтобы пришедшие смогли восхититься этим блестящим и великим умом, - заявил г-н Брюс Петерсон (Bruce Peterson), основатель и управляющий компании «Гранд Экзибишнс». - Возможно, Леонардо да Винчи является величайшим из всех известных миру гениев, и наша выставка со всей очевидностью показывает, почему такое предложение, по сути, неоспоримо».
Под руководством Модесто Веччиа (Modesto Veccia) - президента ассоциации «Антропос», а также куратора и основателя музея Il Genio di Leonardo Da Vinci Museo в Риме – группа итальянских специалистов провела последние десять лет за изучением и толкованием дневников да Винчи и созданием изобретенных им машин для показа на выставке. Этими мастерами реализованы более 120 придуманных да Винчи механизмов, 65 из которых представлены на выставке и выполнены - там, где это было возможно - с помощью технологий и материалов, доступных в Италии XV-го века, в том числе: дерева, хлопка, меди, железа, холста и веревок. Большая часть макетов изготовлена в натуральную величину.
Научные идеи да Винчи преимущественно известны по его дневникам. Считается, что им было написано не менее 24.000 страниц, из которых на сегодняшний день сохранилось лишь около 6.000. В этих записных книжках он делал заметки и рисунки по геометрии, технике, фауне и флоре, математике, физике и философии. Им созданы невероятно подробные анатомические наброски и спроектированы в высшей степени новаторские конструкции зданий и механических приспособлений, большинство из которых так и не материализовались при жизни да Винчи.
Дополнительной сложностью в реализации идей да Винчи на практике стала изобретенная им своеобразная тайнопись и использование «зеркального письма» справа налево. Мастера, воплотившие придуманное да Винчи, провели бесконечное количество часов за переводом старого флорентийского диалекта и расшифровкой системы письма да Винчи.
Множество объектов, выставленных на площади в 1400 кв. м, без вызвало интерес посетителей всех возрастов. Среди многочисленных изобретений, обнаруженных в записных книжках да Винчи, на выставке воплощены его идеи планера, парашюта, предшественника современного вертолета, велосипеда, прототипа современного танка, автомобиля, подводной лодки, подшипника и зубчатой передачи и целого ряда других удивительных творений, намного опередивших свое время.