телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

Сохраненная память. Инженерные войска. 1941-1945 гг.

21 января в Российской Федерации отмечается День инженерных войск. Этот день был выбран для профессионального праздника не случайно. 10 (21 по новому стилю) января 1701 г. Петр I издает указ об учреждении в Москве школы Пушкарского приказа, в которой готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.
 
Следует отметить, что в те времена (как и ранее) инженерное дело считалось частью артиллерийской науки, и инженерные подразделения длительное время входили в штат артиллерийских частей.  Тогда это было оправдано, так как, во-первых, именно артиллерия в первую очередь нуждалась в дорогах, переправах, сооружении фортов, прикрытии позиций минами; во-вторых, инженерное дело, как и артиллерийское, требовало людей грамотных, образованных («ученых»). 16 января 1712 г. Петр I приказал отделить инженерную школу от школы Пушкарского приказа и расширить ее. Следом он создает и Санкт-Петербургскую инженерную школу (1719), в 1723 г. переводит Московскую школу в Санкт-Петербург и объединяет их. «Инженерные и минерные офицеры, как в рангах, так и в окладах от армейских офицеров выше для того, что они протчих офицеров, кои только одинарною шпагой служат, наукой превосходят…, а офицеры армии инженерству искусные, прежде иных до высших чинов производятся…» – писал Петр. Следует подчеркнуть, что первые учебные заведения для подготовки офицеров пехоты и кавалерии будут созданы лишь в 1731 г.
 
В Великой Отечественной войне инженерные войска проявили себя самым лучшим образом, выполняя важнейшие задачи на линии фронта и в тылу.  
В ее начальный период инженерам приходилось оперативно строить оборонительные рубежи, устанавливать инженерные заграждения, обеспечивать маскировку стратегических объектов.  Так огневые «точки» и наблюдательные пункты маскировались под заброшенные дома, командные пункты – под дачные домики.  Известен случай, когда под поселок была замаскирована одна из нефтебаз.
Ни одно сражение в годы Великой Отечественной войны не проходило без активного участия воинов инженерных войск.
Так, во время Сталинградской битвы, юбилей которой будет отмечаться в феврале 2023 года, огромную роль сыграли саперы, которым приходилось  вести подземно-минную войну. Под непрерывным огнем противника понтонеры сооружали водные переправы.  Всего за время этого грандиозного сражения ими было построено 39 и отремонтировано 27 мостов.  Кстати, именно саперы 329-го инженерного батальона совместно с воинами мотострелковой дивизии пленили под Сталинградом командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала фон Паулюса.
В Берлинской операции инженерные войска трех фронтов сумели обеспечить скрытное сосредоточение боевых сил на направлениях прорыва, форсирование с ходу р. Одер, Нейсе, Шпрее. Они же участвовали в штурмовых действиях при овладении опорными пунктами.
Только для маскировки войск на 2-м Белорусском фронте было установлено 96 км вертикальных и 420 тыс. кв. м горизонтальных маскировочных сетей, использовано 179 т дымосмеси, устроено 540 проходов в минных полях, в которых было снято 72 тыс. мин. Переправочные средства состояли из 69 понтонных парков, 7 тыс. различных лодок, 101 катера. Они обеспечивали переправы войск 1-го Белорусского фронта. 23 инженерных батальона этого же фронта в боях за Берлин устроили 1 500 проломов в стенах и зданиях, 1 000 проходов в баррикадах и 47 раз разрушали подземные тоннели и коллекторы города (по ним осуществлялся маневр войск противника), уничтожили 159 гарнизонов врага. 
 
На временной экспозиции в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи представлены сохраненные реликвии военных инженеров времен Великой Отечественной войны.
Среди них окопный журнал «Красный сапёр» 150-го отдельного сапёрного батальона 157 стрелковой дивизии (декабрь 1942 г.), окопный журнал 83 отдельного гвардейского сапёрного батальона 76 гвардейской Черниговской стрелковой дивизии (декабрь 1943 г.), нагрудные знаки «Отличный минер», «Отличный понтонер» и «Отличный сапер».
Посетители смогут увидеть модели саперной деревянной лодки обр. 1932-1934 гг., 30-тонного парома из парка Н2П, маскировки переправы и др.
Отдельный раздел посвящен минерному делу и саперам. Среди экспонатов – противотанковая мина ЯМ-5 обр. 1941 г., противопехотная ПМД-6 обр. 1940 г., противопехотная ПМД-6 обр. 1940 г., упрощенный модернизированный взрыватель  МУВ, противотанковая немецкая мина Т-35 (TMI-35) обр. 1935 г. с взрывателем, противопехотная немецкая мина SMI-35 обр. 1935 г.
Здесь же демонстрируются саперные принадлежности – пятилапая «кошка» для растаскивания мин, канатобросатель «Гарпун» на минометной мине (применялся для разминирования на 1-ом Украинском фронте), щуп.
На уникальных фотографиях можно рассмотреть, как осуществлялась работа саперов в освобожденном Харькове (1943 г.), переправа танков через р. Шпрее по понтонному мосту в апреле 1945 г., десантная переправа бойцов 1 Комсомольской штурмовой инженерно-сапёрной бригады через р. Одер 20 апреля 1945 г. и др.