телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

31 октября (последний четверг месяца) и 4 ноября (понедельник) - музей ОТКРЫТ. 5, 6 и 7 ноября - музей закрыт.

«История динамического воздухоплавания»

В юбилейный для инженерных войск год (в январе 2011 г. исполнилось 310 лет со дня их создания) старейший военный музей России продолжает серию выставок, посвященных истории военно-инженерного искусства в нашей стране.
 
Еще недавно посетители музея с интересом разглядывали фигуры водолазов в полной экипировке, с удивлением узнавая, что изначально именно военные инженеры занимались производством подводных работ в морских и речных условиях, и внесли, таким образом, свой неоценимый вклад в развитие водолазного дела.
 
Сейчас на смену водолазам в одном из залов музея будет выставлена на всеобщее обозрение созданная в натуральную величину модель знаменитого аэроплана «Фарман-4» образца 1910 г., призванная стать наглядной иллюстрацией, проводимых в России военных реформ, с которых началось создание русского военно-воздушного флота. 
 
Мало кто знает, что и военно-воздушный флот России существовал на начальном этапе своего формирования в составе именно инженерных войск.
 
Воздухоплавание не сразу заняло свое место в вооружённых силах Российской империи. Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары, а вначале ХХ века к ним добавились дирижабли. На маневрах 1902—1903 гг. в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения). Были созданы специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров.   На выставке можно будет увидеть телефонный аппарат наблюдателя для подъема на воздушном шаре из фондов музея, а также воздушный змей (копия 1:4) для поднятия фотоаппарата и ведения наблюдения с воздуха.  
 
 
В 1908 году в Российской империи началось изготовление дирижаблей, а осенью 1909 г. Учебный воздухоплавательный парк уже получил разрешение от Министерства императорского двора на устройство аэродрома для испытаний и полетов аэропланов. Вскоре на отведенном участке в Гатчине были построены два ангара, и в них разместили для достройки аэропланы, которые строились в парке на Волковом поле. Построено было три аэроплана, а летал всего один «Фарман-Соммер» конструкции Агапова. Представленный на выставке аэроплан «Фарман-4», является точной копией образца 1910 года.  В зале также установлен информационный стенд с рассказом об истории создания этой модели летательного аппарата. Посетители выставки смогут увидеть фотографии первых русских авиаторов М.Н. Ефимова, А.А. Васильева, В.Н Гатовского, Г. Янковского и др. Отдельный стенд посвящен первым авиатрисам России начала XX века – Л.В. Зверевой, Л.А. Голанчиковой, Е.М. Шаховской, Е.П. Самсоновой, С.А. Долгоруковой и другим легендарным женщинам, прославившихся полетами на «летающих машинах».   Уникальные фотографии рассказывают о проведении знаменитой Царскосельской авиационной недели в августе 1911 г. и другим мероприятиям с участием первых авиаторов. Определенный интерес представляют и выставленные самолетные радиопередатчики и радиостанции начала прошлого века из фондов музея.
 
Активность, с которой впоследствии стали использоваться в военном деле самолёты, послужило толчком для создания военной авиации России.
 
Авиация и воздухоплавание считались составной частью инженерного дела и находились в ведении воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления Военного министерства до лета 1912 года. В августе того же года управление развитием авиации и воздухоплавания было передано оттуда во вновь организованную воздухоплавательную часть Генерального штаба.
 
По мере того, как русская военная авиация приобретала очертание самостоятельного рода войск, возникла необходимость введения новых отличительных признаков летного состава.  За основу была взята униформа инженерных войск. Авиаторам было предписано носить погоны тех полков и частей, из которых они пришли в авиацию, но на погонах, выше звезд и шифровок, прикладывался знак квалификации военного летчика (оксидированные орлы) или крылатые пропеллеры, полагавшиеся летчикам-наблюдателям и другим авиаторам без звания пилота. Погоны летчиков разных чинов из собрания музея можно будет увидеть на выставке, где также демонстрируются предметы обмундирования первых авиаторов.
 
Среди других экспонатов -  редкие документы, открытки и плакаты начала XX в., посвященные воздухоплаванию.    
 
 
Выставка создана при участии Санкт-Петербургского Государственного университета гражданской авиации, Музея гражданской авиации Санкт-Петербурга, а также группы проектантов копии аэроплана «Фарман-4».