ПРЕСС-РЕЛИЗ ВЫСТАВКИ

О польских граффити, сохранившихся на стенах церкви, некогда построенной и украшенной на средства Бориса Годунова, было известно давно. Однако их берегли и показывали только паломникам. Только недавно они стали объектом пристального внимания ученых.
Словно «вжившиеся» в тело храма — выдающегося творения царских зодчих и изографов, многочисленные надписи иноземцев имеют большую историческую ценность, и многое дают поэтическому воображению. Граффити, главную часть которых составляют автографы, выполнены процарапыванием штукатурки кончиками ножей, игл и т.п.
Такого количества автографов, как в Вязёмах, не найти ни в одном памятнике эпохи. Ловкие или корявые, изящные или упрямо декларативные, как большевицкие плакаты, надписи в полной мере характеризуют их авторов — необузданных и властных магнатов, разудалых рыцарей-шляхтичей, искателей приключений и разного рода авантюристов ‑ наёмников, казаков, маркитантов, католических и других миссионеров.
Стены Свято-Троицкой церкви стали своеобразным альбомом автографов, вобравшим самую суть той трагической для России эпохи.

Благодаря такой кропотливой работе посетители выставки смогли не просто познакомиться с самими автографами, но прочитать их как комментарии к картинам и гравюрам на сюжеты из отечественной истории, также представленным на выставке, – события в Чудовом монастыре, откуда бежал за границу Гришка Отрепьев, где выдав себя за царевича Дмитрия, вернулся в Москву с огромным польско-литовским войском, воцарение самозванца, освобождение Москвы от поляков в 1612 году. Именно к этому году относится самое большое количество автографов. Он стал переломным в борьбе русского народа с интервентами. Разбитое, озлобленное, голодное войско иноземцев громило на своем пути все, что встречало. Следы этого времени сохранились и Больших Вязёмах. Назойливо заметные, откровенно кощунственные царапины передают всю злость и досаду «ляхов» за неудавшийся успех. Здесь же ножевые рубцы, сделанные «казаками-разбойниками», ворами-изменниками, которые вместе с иноверцами оскверняли и разоряли храмы. Неуемная казачья вольница оставила выцарапанное иглой счетное табло (для игры в кости или карты) и другие зазубрины, обозначающие ход в той или иной игре. Небезынтересен образ мыслей и язык тогдашнего времени, принадлежавший, по словам А.С. Пушкина, народу «издревле нам родному, но отчужденному от России жребиями войны». Поэтому необычайно трогательной выглядит надпись уставшего от войны казака, вспомнившего о родных, о матери…

Дополненная подлинным оружием XVII века новая выставка была интересна широкому кругу посетителей.