телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

30 и 31 декабря, а также 1 и 7-10 января музей будет закрыт. Со 2 по 6 января музей ОТКРЫТ!

Русский орел на Балканах

В 2017 году отмечается 140-лет со дня начала русско-турецкой войны 1877-1878 гг.  Поводом к войне послужили антитурецкие восстания в Сербии, Боснии, и позднее Черногории, которые подавлялись самыми жестокими методами. Именно о них упоминается в стихотворении русского поэта Полонского «Болгарка», когда у болгарской женщины, отправленной в гарем, одна из жен «мусульманского бея» просит:

 

… «Ну, рассказывай мне,
‎Как ваше селенье горело;
И выл ли твой муж, пригвожденный к стене,
‎Как жгли его белое тело»…

 

Эти события вызвали волну общественного возмущения в Европе. В поддержку болгар высказывались Чарльз Дарвин, Оскар Уайльд, Виктор Гюго, Джузеппе Гарибальди и др.

Российская Империя, выступающая покровителем всех славянских этносов, не могла оставаться в стороне, и весной 1877 года объявила Турции войну. Именно с этих действий начался конфликт Российской и Османской империй.

В России развернулось массовое движение поддержки славянской борьбы, охватившее все общественные слои. Добровольцами на войну уехали врачи Пирогов, Склифосовский и Боткин, писатели Гаршин и Гиляровский. Тургенев с сожалением заявлял: «Будь я моложе, я сам бы туда поехал».

План русского командования заключался в быстром проведении войны, в одну кампанию, чтобы избежать вмешательства Европы.  Однако скорого победного марша через Балканы не получилось. Не были учтены ни трудности движения по горной местности, ни контрмеры турок.

Всем хорошо известны основные вехи этой войны – форсирование Дуная, взятие Шипки и Плевны, переход через Балканы…

 результате войны Оттоманская империя была вытеснена с большей части Балканского полуострова.  Северная часть Болгарии получала независимость (автономное княжество), была подтверждена самостоятельность Сербии, Черногории и Румынии.  Россия получала Южную часть Бессарабии, а также земли в Закавказье с крепостями Ардаган, Карс и Батум. Также Турция обязывалась выплачивать Российской Империи контрибуции в размере 1,410 млрд. рублей.

События русско-турецкой войны 1877–1878 гг. нашли отражение в многочисленных художественных произведениях.  Они стали хорошо известны благодаря романам Валентина Пикуля («Баязет») и Бориса Акунина (Турецкий гамбит).  В романе Л. Толстого «Анна Каренина» Вронский отправляется добровольцем на освободительную войну.  Особое место в живописи занимает балканская серия Василия Верещагина.  А жителям Санкт-Петербурга хорошо знаком монумент, воздвигнутый около Свято-Троицкого собора  в честь подвигов русских войск, принимавших участие и победивших в Русско-турецкой войне. Разрушенный в 1920-е гг., ныне этот монумент воссоздан благодаря помощи Артиллерийского музея. Памятник представляет собой 28-метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок.

 

В Военно-историческом музее артиллерии инженерных войск и войск связи сохранилось немало реликвий этой войны.   Часть из них можно увидеть на постоянной экспозиции в одном из залов музея.  Однако возможность показать их в полном объеме представилась только сейчас.

К юбилейной дате музей подготовил масштабную выставку, на которой собраны подлинные шедевры, посвященные русско-турецкой войне 1877-1878 гг., мемориальные предметы ее участников, оружие, форма одежды противоборствующих сторон, редкие приборы связи, использовавшиеся на этой войне, планы, карты и макеты сражений.  Многие из них никогда ранее не демонстрировались.

Впервые экспонируется большое количество мундиров русской армии периода русско-турецкой войны.  Среди них мундир ефрейтора 5-го пехотного Калужского полка, мундир бомбардира 3-й Гвардейской и Гренадерской артиллерийской бригады, мундир рядового лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии батальона, рабочая рубаха нижних чинов и другие.  Особенно эффектно смотрится мундир барабанщика, а также русский барабан, найденный на Шипкинском перевале.

На выставке представлены форма одежды, головные уборы, а также личные вещи великих князей, участвовавших в войне.  Среди них – офицерский мундир лейб-гвардии Уланского полка, принадлежавший великому князю Николаю Николаевичу старшему и мундир того же полка, принадлежавший наследнику престола будущему императору Александру III.  Также можно увидеть офицерские мундиры лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады и лейб-гвардии конной артиллерии, принадлежавшие великому князю генерал-фельдцейхмейстеру Михаилу Николаевичу.  

В одной из витрин – мундир императора Александра II и его золотое оружие, которое ему вручили в честь взятия Плевны. Рядом с ним – уникальный мундир, принадлежавший командующему турецкими войсками в Плевне Осман-паше.  

Особый интерес представляют  штандарт Астраханского генерала-фельдмаршала великого князя Николая Николаевича полка и знамя 3-го батальона 122-го пехотного Тамбовского полка, которые покидают музейное хранилище в исключительных случаях.

Много реликвий так или иначе связаны с известными участниками русско-турецкой войны.  Одна из них, в частности,  напоминает о выдающемся русском военачальнике М.Д. Скобелеве.  Некая его почитательница заказала изготовить в память о нем чернильницу из копыта коня, принадлежавшего легендарному «белому генералу».  Среди экспонатов можно увидеть проект похода русских войск в Индию, составленный Скобелевым в последние дни войны в пригороде Константинополя в ответ на враждебные действия Британской империи по отношению к России. 

Отдельная витрина посвящена потоплению русскими артиллеристами турецкого броненосного монитора «Литфи-Джелил» в Браилове. После разгрома вражеского флагманского корабля местные жители встречали русских овациями.  Они обрели надежду, что отныне турки уже не осмелятся бомбардировать их город. Из артиллерийских снарядов, выпущенных турками со своего корабля, был изготовлен светильник, своеобразный сувенир, напоминающий о подвиге на Дунае.

Со времен войны в музее хранилось большое количество ключей от захваченных русскими войсками на Балканах турецких городов и крепостей.  Однако в середине прошлого века практически все они были переданы в болгарские музеи.      Тем не менее, несколько реликвий сохранилось.  На выставке в частности демонстрируется ключ от города Адрианополь (Эдирне), который был летней резиденцией османских султанов.

Несомненной жемчужиной выставки является монументальная картина знаменитого художника-баталиста  Василия Верещагина «Атака», написанная как отклик на штурм Плевны.  Как известно, этой теме живописец посвятил несколько полотен.  Все они наполнены не столько пафосом войны, сколько трагизмом и осознанием бессмысленной жестокости происходящего.  Эта картина осталась незавершенной.  Она демонстрируется впервые за долгие годы.  Также на выставке можно увидеть картины других известных художников баталистов – А.Д. Кившенко,   Н.Д. Дмитриева-Оренбургского и др.

Широко представлено русское, турецкое холодное и огнестрельное оружие.  Также большой интерес вызывают уменьшенные модели различных орудий, артиллерийских обозов, зарядных ящиков, понтонных средств для переправы и др..  Особенно любопытной на их фоне выглядит санитарная повозка, в которой воспроизведены все мельчайшие детали, включая носилки для переноски раненых.

Посетители смогут увидеть ордена и медали солдат и офицеров, прославившихся на полях сражений русско-турецкой войны, фотографии захоронений русских воинов на территории Болгарии, роскошные, с серебряными накладками, фотоальбомы, изготовленные в память о Русско-турецкой войне и другие памятные предметы.