ПРЕСС-РЕЛИЗ ВЫСТАВКИ
В год, когда Россия отметила 400-летие окончания Смуты и воцарения династии Романовых Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи подготовил уникальную выставку фотографий, запечатлевших настенные надписи в Троицкой церкви села Большие Вязёмы недалеко от Москвы. Будучи родовой вотчиной Бориса Годунова, а впоследствии усадьбой, в которой Дмитрий Самозванец устроил свой загородный дворец, это место непосредственным образом было связано с переломным моментом в отечественной истории – «смутным временем». Большая часть «автографов» оставлена польскими интервентами XVI века. Выцарапанные на камне имена, города, даты свидетельствую об удивительных перипетиях бурной истории России.
О польских граффити, сохранившихся на стенах церкви, некогда построенной и украшенной на средства Бориса Годунова, было известно давно. Однако их берегли и показывали только паломникам. Только недавно они стали объектом пристального внимания ученых.
Словно «вжившиеся» в тело храма — выдающегося творения царских зодчих и изографов, многочисленные надписи иноземцев имеют большую историческую ценность, и многое дают поэтическому воображению. Граффити, главную часть которых составляют автографы, выполнены процарапыванием штукатурки кончиками ножей, игл и т.п.
Такого количества автографов, как в Вязёмах, не найти ни в одном памятнике эпохи. Ловкие или корявые, изящные или упрямо декларативные, как большевицкие плакаты, надписи в полной мере характеризуют их авторов — необузданных и властных магнатов, разудалых рыцарей-шляхтичей, искателей приключений и разного рода авантюристов ‑ наёмников, казаков, маркитантов, католических и других миссионеров.
Стены Свято-Троицкой церкви стали своеобразным альбомом автографов, вобравшим самую суть той трагической для России эпохи.
Буквально каждый квадратный сантиметр фресок вяземской церкви подвергся тщательному исследованию. Профессор Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина художник и исследователь древнерусской стенописи А.К. Крылов разработал современную методику фиксации памятников монументальной живописи. Выявление и дальнейшее изучение настенных надписей позволило установить их хронологические рамки, расшифровать имена, проанализировать национальный состав авторов, изучить индивидуальные графологические особенности почерков-характеров и, наконец, причины, побудившие иноземцев оставить на стенах чужой святыни память о себе.
Благодаря такой кропотливой работе посетители выставки смогли не просто познакомиться с самими автографами, но прочитать их как комментарии к картинам и гравюрам на сюжеты из отечественной истории, также представленным на выставке, – события в Чудовом монастыре, откуда бежал за границу Гришка Отрепьев, где выдав себя за царевича Дмитрия, вернулся в Москву с огромным польско-литовским войском, воцарение самозванца, освобождение Москвы от поляков в 1612 году. Именно к этому году относится самое большое количество автографов. Он стал переломным в борьбе русского народа с интервентами. Разбитое, озлобленное, голодное войско иноземцев громило на своем пути все, что встречало. Следы этого времени сохранились и Больших Вязёмах. Назойливо заметные, откровенно кощунственные царапины передают всю злость и досаду «ляхов» за неудавшийся успех. Здесь же ножевые рубцы, сделанные «казаками-разбойниками», ворами-изменниками, которые вместе с иноверцами оскверняли и разоряли храмы. Неуемная казачья вольница оставила выцарапанное иглой счетное табло (для игры в кости или карты) и другие зазубрины, обозначающие ход в той или иной игре. Небезынтересен образ мыслей и язык тогдашнего времени, принадлежавший, по словам А.С. Пушкина, народу «издревле нам родному, но отчужденному от России жребиями войны». Поэтому необычайно трогательной выглядит надпись уставшего от войны казака, вспомнившего о родных, о матери…
Так случилось, что в Троицкой церкви села Большие Вязёмы приходилось неоднократно бывать семье великого русского поэта. Здесь у церковной ограды был похоронен младший брат Александра Сергеевича – Николай. Поэтому неслучайно, что завершающим звеном на выставке стали портреты членов семьи Пушкиных. Старинные граффити нанесены на стены церкви на уровне человеческого роста, их трудно не заметить человеку, стоящему во время церковной службы и рассматривающему живописное убранство стен. И вполне естественным кажется тот факт, что кто-то из взрослых показывал Пушкину в его детские годы эти «сабельные надписи». Детские впечатления, освященные картинами героической и трагической истории Отечества, свершавшейся здесь, навсегда остались в памяти поэта.
Дополненная подлинным оружием XVII века новая выставка была интересна широкому кругу посетителей.